В Бурятии фермеры стараются заместить дикорастущую коноплю культурной. Выращивать ненаркотическую траву в нашей стране разрешили три года назад. Семена применяют не только в медицинских, но и в промышленных целях. Из них делают пищевое масло, косметику, бумагу и ткани.
Бурятское поле эксперимента прячется от любопытных глаз за полосой пшеницы. Фермеру Тамиру Шагдарову скрывать нечего, он рассказывает об особенностях технической конопли и о том, что делает возможным ее выращивание. Для начала она должна быть ненаркотической, чтобы не сорняк, а культура, и размножалась она культурно.
Тамир Шагдаров, фермер: «Мужская опыляет, пыльца идет и опыляет женскую, появляются семена. Семена, как семена лотоса, тысячелетиями могут сохранять всхожесть».
Семена идут на производство масла. Пока оно небольшое, экспериментальное, зато практически безотходное. Во вкусную и здоровую пищу идет все: и масло, и жмых.
Сергей Трифонов, технолог цеха: «Выжимаем мешок,
Потребителей конопляной продукции в России пока немного, в основном это редкие адепты ЗОЖ. Но открываются хорошие виды на экспорт. Тамир планирует закупить новое оборудование и расширить производство масла.
Тамир Шагдаров, фермер: «У нас со сбытом по маслу вопрос решен, это нас Китай, Южная Корея, Монголия».
В советские годы Россия была крупнейшим в мире экспортером пеньки. С конца
Первые эксперименты были 10 лет назад. Тогда фермер посеял в Бурятии техническую коноплю, а выросла, что называется, классическая. Не то засушливый климат сыграл злую шутку, не то перекрестное опыление с дикорастущими растениями. Тогда чуть до уголовного дела не дошло. Долгое время аграрии опасались связываться с непредсказуемой культурой.
В 2020 году случилась «оттепель» —
Тамир Шагдаров: «Есть специальная карта, схема, как надо брать выборочно пробы. Мы все это увозим, Федеральная служба судебной экспертизы уже дает результат. Ну мы каждый год вписываемся в норму».
Успехи фермеров вдохновляют и научное сообщество сельхозакадемии на эксперименты с конопляным мылом, косметикой, разными способами обработки волокна. Получены первые образцы бумаги и войлока. Овчина с добавлением конопли — это только начало.
Марина Намсараева, заведующая
Минсельхоз готов помогать коноплеводам с покупкой семян и оборудования, но в очередь фермеры не выстраиваются. Много подводных камней, с той же техникой для уборки конопли все непросто.
Галсан Дареев, министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии: «Если мы посев можем производить обычными зерновыми сеялками, то для уборки урожая нужен специальный комбайн, или нужно дооборудовать обычный зерновой комбайн спецстолом. Или идут большие потери при уборке урожая».
Дикая конопля в Бурятии — это проблема. Она изобильно растет и размножается без всякой помощи. Каждое лето с ней борются специализированные организации, даже гербицидам сорняк поддается с трудом. Растениеводы говорят, что это еще одна причина для возрождения коноплеводства.
Марина Андреева, агрохимик, предприниматель, кандидат биологических наук: «Если растет дикая в этом месте, то точно так же будет расти и культурная, идеальные условия для роста этой культуры. Способ заместить ее культурной возможен. И это самый, мне кажется, рациональный способ».
Чтобы культура пришла в дикие зеленые массы, фермерам придется серьезно расширить поле эксперимента. Сейчас Тамир готовится к уборке урожая, на будущий год он обещает посеять в два раза больше.