В Великобритании отметили годовщину восшествия на престол короля Карла III. Никаких торжественных мероприятий по этому поводу не было. Сам монарх на публике не появлялся, более того, он даже не посетил могилу своей матери Елизаветы II.
Смерть королевы Елизаветы — тот день, когда ее сын в русском языке из принца Чарльза превратился на немецкий лад в короля Карла.
Салли Беделл Смит, автор книги «Чарльз: Страсти и парадоксы невероятной жизни»: «В
Годовщину правления и метаморфозы Карл отметил в шотландском замке Балморал без появления на публике. День своего воцарения не праздновала и Елизавета II, потому что тот день был годовщиной смерти ее отца. Но для Карла уединение в Шотландии — хороший способ избежать столкновения с воинственными антимонархистами.
Антикарлистов в Британии водится гораздо больше, чем антиелизаветинцев. На ее коронации в 1953 году было лишь две проблемы — дождь и шлейф, который цеплялся за ковер в Вестминстерском аббатстве. Проблемы Карла на коронации 70 лет спустя — дождь и шлейф протестующих, который цеплялся к его праздничной процессии. Коронацию предварял запрет приковывать себя к фонарям. Завершился праздник салютом и полсотней арестов.
Грэм Смит, руководитель движения «Республика»: «Если смысл моего ареста и ареста моих единомышленников был в том, чтобы уменьшить шум недовольных во время церемонии коронации, то добились власти прямо противоположного: в прессе только и было шума, что о нашем аресте».
Для Карла любой повод не встретиться с подданными — это экономия полицейских, уменьшение износа их наручников и амортизации камер в околотках. Лично для короля это снижает риск поймать яйцо голой головой без короны.
Соцопросы свидетельствуют, что среди тех, кто в состоянии залезть на фонарный столб, уровень поддержки монархии небольшой, а те, кто на столб не полезет и на митинг от телевизора не пойдет, те рады любому лишнему празднику и просят только сделать 8 сентября (день смерти королевы) выходным.
Через год после смерти Елизаветы II 64% британцев в возрасте старше 65 лет говорят, что гордятся монархией, но среди молодежи то же самое говорят только 25%. Оставшимся трем четвертям молодых британцев в равной степени все равно, либо они стыдятся монархии.
Популярность самого Карла, по подсчетам The Independent, за год съехала с 48% до 28%. Но это претензии не к Карлу лично, смерть его бывшей жены принцессы Дианы подзабыли, а свежих скандалов у Карла не было. Это претензии в принципе к идее, что во главе государства стоит не избранный никем наследственный миллиардер. Королевская семья называет себя «фирмой», в данном случае по аналогии с мафией, потому что это фирма, которая ничего не производит, отсюда и претензии к ней в современном прагматичном мире.
Принц Уильям, будущий король, не поехал в конце августа на финал чемпионата мира по женскому футболу в Испанию. Раз королевская семья позиционирует себя как «работающая», от него и ждали работы — чтобы сидел и хлопал. Впрочем, англичанки проиграли, а после поцелуя испанской футболистки с главой федерации футбола Рубиалеса последовал такой скандал, что о принце Уильяме забыли.
Его брат Гарри без Меган на неделю вернулся из США в Британию. Daily Mail сообщает, что у его отца, короля Карла, времени для встречи с сыном не запланировано. Принц Уильям тоже не виделся с братом несколько месяцев. Роялисты утверждают, что королевская семья — это образец здоровых семейных отношений для всех подданных. Похоже, эта мысль несостоятельна.
Чем реже британская королевская семья появляется на публике, тем меньше публика требует, чтобы они не появлялись вообще. Неудивительно, что на годовщину смерти Елизаветы II не было никаких официальных мероприятий. Король Карл провел этот день тихо и не на людях. Если удастся, то и проправит оставшееся ему время он так же тихо.