Все больше неравнодушных людей не только словом, но и делом поддерживают российских бойцов на передовой. В Крыму на помощь подразделениям пришли мастера автомобильного дела. Один из инженеров разработал пуленепробиваемые стекла для машин. В другой мастерской придумали, как превращать легковушки в боевые внедорожники.
В одной из крымских мастерских ремонт автомобиля зачастую начинается с удара молотком. Так механики избавляют машину от лишних деталей. Мастера по спортивному тюнингу на профессиональном языке говорят, что строят машины для бездорожья — облегчают кузов, увеличивают дорожный просвет, добавляют крутящий момент двигателю.
Сергей Мазур, автомеханик: «Готовили машины к соревнованиям, сами участвовали. Профиль наш — полный привод, вот переквалифицировались в работу на СВО. Есть машины, которые готовим с нуля, есть машины, которые ремонтируем для спецоперации».
Сергей нетерпеливо оглядывается на отечественный внедорожник, который, как и все машины из зоны СВО, ремонтируют вне очереди. «Ниву» бойцы одного из подразделений Запорожского направления еще не успели перекрасить в камуфляж, зато, шутит Сергей, успели приговорить двигатель — нужно его быстро заменить. Процедура простая, по словам механика, но в полевых условиях и такой ремонт проблематичен.
Сергей Мазур: «Мастеров осталось очень мало. Также инструмент и оборудование там отсутствуют, то есть его очень тяжело будет починить там».
Внедорожными проектами мастера называют тюнингованные с нуля машины, их тоже адаптируют под боевые реалии. Автомобили, которые совсем скоро отправятся в зону проведения спецоперации, называются базовыми версиями, с которыми будут работать автомеханики. Окрас не соответствует зоне боевых действий, салон отсутствует, но спустя несколько недель работы железные кони приобретут совсем иной вид. Из наглядного: подвеска, готовая к экстремальным нагрузкам, окрашенный в камуфлированный цвет кузов и еще десятки внесенных в конструкцию изменений.
Сергей регулярно возит запчасти и перегоняет отремонтированные машины в новые регионы. Автомеханик родился и вырос в Луганске, в Крым переехал в 2015 году. О том, что тогда пришлось пережить на родине, он вспоминать не любит.
Сергей Мазур: «О войне знаю с 2014 года, поэтому не могу оставаться в стороне».
В окрестностях Севастополя стрелки тестируют автомобильное стекло на прочность. В магазине два патрона калибра 7,62 — стандартный и бронебойный, огневая дистанция — 20 метров. Мастер Виктор ищет остатки пули внутри. Стекольная масса после удара и температурных перепадов похожа на сахарный песок. Оба выстрела стекло выдержало.
Бронированные решения для армейского транспорта Виктор разрабатывает с апреля этого года. В рамки мастер намерен установить пуленепробиваемое стекло для грузовика буквально за минуту и без единого болта с помощью прижимной пластины. Степень защиты самого стекла зависит от количества слоев, которые скрепляют композитным составом.
Виктор, технолог по производству бронестекол: «У нас разные варианты, полимерная вставка стоит в конце. Ее вклеивание, возможность ее вклеить — это ваше
В 2012 году Виктор переехал в Крым из запорожского Энергодара. Тогда его семья начала заниматься ювелирными украшениями из золота и серебра в редких техниках филиграни и горячей эмали.
Виктор: «Мы нигде не учились, это просто именно огромное желание. Здесь — создавать красоту, здесь — сохранять жизни и здоровье наших ребят».
Опытное производство разместилось на небольшой площади около 20 квадратных метров, но эта компактность — только в плюс, уверен мастер. Если ему удалось скомпоновать здесь все необходимое для производства бронестекол, то и военным на ремонтных базах в зоне проведения спецоперации это тоже удастся.
По словам Виктора, сейчас у военных на замену бронестекла уходит больше двух месяцев. Если на рембазах появятся собственные стекольные мастерские, время ожидания сократится в десятки раз.
Виктор: «Ребята смогут изготовить в течение 8 часов
Технологию изготовления и возможности применения пуленепробиваемых стекол, например, для защиты стрелка в грузовике Виктор показал на форуме