За 65 дней пребывания в Мурманской области гости из Норвегии нарушили несколько статей УК РФ, но норвежская сторона не торопится выплачивать компенсацию.
Норвегия задолжала России 400 с лишним млн рублей. Именно на эту сумму их олени наели ягеля в Мурманской области. Столоваться в наш заповедник европейские нахлебники приходят по причине нехватки растительности на своей стороне. По межгосударственному договору, утвержденному еще аж 46 лет назад, скандинавы обязаны рассчитаться, но они не торопятся.
Согласно статье 322 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное пересечение государственной границы», нарушителя ждет наказание — штраф, принудительные работы или лишение свободы. Но это для людей, оленей же просто депортируют на родину. Между Россией и Норвегией действует договор, подписанный еще в 1977 году.
Наталья Поликарпова, директор заповедника «Пасвик»: «В декабре месяце мы поехали на обследование территории, проверить фотоловушки. Мы увидели следы оленей, потом проехали по этим следам и встретили самих оленей. Затем, уже проверив фотокамеры, мы посмотрели, где олени переходили, как это происходило, и уведомили пограничную службу».
В соответствие с договором, оленей передали норвежской стороне. Олени переходят границу, потому что хотят есть. Основу рациона северных оленей зимой составляет ягель, иногда его называют белым мхом. В России его полно, а в Норвегии практически все съели. Дело в том, что он растет очень медленно, по одному или двум мм в год, а чтобы восстановить пастбище, нужно лет 20, а то и 30.
Гости из Норвегии за 65 дней пребывания в Мурманской области нарушили еще парочку статей УК РФ в части экологии, съели тонны ягеля. Российские ученые разработали формулу, по которой высчитали размер компенсации. Получилось больше 47 млн норвежских крон, почти полмиллиарда рублей на сегодняшний курс.
Проблема эта давняя. Каждый год Россия жалуется, норвежцы понимающе кивают, но не платят. Но у российских экологов есть предложение для норвежских коллег.
Наталья Поликарпова: «Чтобы олени к нам не приходили, самое лучшее — это чтобы норвежская сторона пересмотрела участки своих пастбищ. Мы много раз предлагали им это. Лучше всего просто определить, что в районе государственной границы олени не выпасаются. И вообще запретить выпасать их на расстоянии нескольких десятков километров от госграницы. И тогда олени не будут к нам приходить».
Но тут уже против норвежские экологи, у которых тоже национальный парк. По итогу получается история о том, как олени едят у нас, их забивают и выгодно продают в Норвегии. И, кажется, соседи в этой отработанной системе ничего менять не хотят. Иначе мясо может подорожать.