К саммиту БРИКС в Йоханнесбурге присоединились еще почти 50 стран. В отличие от всех саммитов Запада и призывов объединиться против кого-то , все приезжали говорить о сотрудничестве и процветании то есть о том, что Запад декларировал, но забыл.
Президент России на саммите в Йоханнесбурге отмечал, что БРИКС ни с кем не соревнуется и никому себя не противопоставляет.
Владимир Путин: «Но очевидно также и то, что у этого объективного процесса, процесса создания нового миропорядка
Зал встретил слова Путина аплодисментами именно потому, что для всего Глобального Юга он — тот, кто бросил Западу прямой вызов, и для него БРИКС — не рычаг для противостояния.
Дэн Болл, ведущий телеканала OAN (США): «Я не вижу ничего хорошего в том, что страны БРИКС собираются вместе и разрабатывают стратегию, как они говорят, чтобы в значительной степени захватить власть над миром. Я немного обеспокоен. Стоит ли нам волноваться?»
Питер Шифф, американский биржевой брокер, финансовый обозреватель: «Стоит. Прежде всего, они поставляют нам огромное количество товаров. Более того, они одолжили нам много денег, и проценты, которые мы должны выплачивать по этому долгу, стремительно растут. БРИКС — это ответный удар на наши санкции. Это действительно будет катастрофой».
Такого внимания к заседанию БРИКС не было никогда за все годы существования этой организации. Все знают, что БРИКС — это 40% мировой экономики и больше половины населения планеты, которые заявляют о своих правах.
Судя по тому, что Berliner Zeitung пишет: «Произошедший саммит — это личное поражение фон дер Ляйен и Борреля», Запад с нескрываемым ужасом наблюдает все происходящее в ЮАР. Ведь там не просто обсуждают, как жить в мире и развиваться на взаимной поддержке, там объявляют о расширении, выбрав из 23 заявок на вступление шесть. С учетом расширения БРИКС превращается не просто в платформу для всех континентов, в нем уже с 1 января будут те, кто добывает 80 процентов мировой нефти.
Начиная свое расширение, БРИКС явно посылает сигнал — мы отказываемся от принципа престижности членства, мы будем расширяться без предварительных условий, волна за волной, нужно просто успевать вырабатывать институты сотрудничества.
Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН: «Совет Безопасности,
И это говорит приглашенный на заседание генсек ООН, который понимает, что запрос на справедливость у Глобального Юга невероятный, поэтому собирающиеся в БРИКС страны — в сумме почти ООН, только без Запада.
Как объясняет Сирил Рамафоса, расширение позволит избежать политизации и поможет обращать больше внимания на проблемы развития. Лула да Силва объясняет, что хотят создать такой банк БРИКС, который будет сильнее МВФ, это снизит уязвимость и можно говорить на равных с Америкой и Европой.
Продуктовая безопасность во многом зависит от России, именно поэтому Путин повторяет, что мы готовы вернуться к зерновой сделке в случае выполнения наших условий, а пока остаемся надежным поставщиком зерна, с беднейшими странами мы уже ведем переговоры о бесплатных поставках, с остальным — за полгода поставили столько, сколько за весь прошлый год. Благодаря БРИКС мы сможем придумать, как проводить расчеты вопреки санкциям.
Все прекрасно понимают: принципиальный вопрос, который обсуждается сейчас, — это выработка единой расчетной единицы для стран БРИКС и союзников. Это пока не новая единая валюта, как у ЕС, но тем не менее это некая система.
The New York Times формулирует вопрос: станет ли организация, к которой до сих пор Запад относился достаточно скептически и не видел в ней никакой угрозы, ни политической, ни экономической, мощным альянсом, который станет противовесом «Большой семерке».
Саули Ниинистё, президент Финляндии: «Стоит внимательно следить за тем, какие новые инициативы страны БРИКС начинают выдвигать на первый план. Вряд ли все они придутся Западу по вкусу. Идет борьба за души народов».
Основатели БРИКС прекрасно понимают, что хотели бы расширяться, но не хотели бы повторить главную ошибку Запада, выстраивая отношения с новыми членами по системе, когда за бесконечные инвестиции можно покупать политическое влияние и политическую лояльность. И в этой ситуации с одной стороны должны учитываться все мнения входящих в БРИКС стран, с другой — они должны быть взаимно полезными.
Все выпуски программы «Итоги недели»