Вечером 20 августа после обрушившегося на Москву ливня в коллекторе рядом с Москворецкой набережной было найдено тело погибшей девушки. Позднее вода стала выносить на поверхность другие тела как оказалось, участников диггерской экскурсии по подземельям. Был ли у погибших хоть один шанс на спасение? А главное, кто ответит за восемь загубленных жизней?
20 августа группа туристов в сквере у театра Дурова спустилась в коллектор Неглинки. Туда туристов водили и раньше, но в этот раз нелегальная прогулка для любителя острых ощущений и главного заказчика путешествия айтишника Дмитрия, его дочери, племянника, самого гида Филиппова и еще четверых человек закончилась трагедией.
Коллектор находится на уровне водной глади
Михаил Санкин, руководитель независимого центра подземных исследований «Остроб»: «Ужас, сплошной ужас. Это чувство безвыходности, когда ты ничего не можешь сделать. Ты знаешь, что на пороге смерти находишься в этот момент».
Коллектор — это тоннель около 3,5 метра в высоту и 5 метров в ширину. В сильный дождь все это пространство в считаные минуты заполняется водой. «Мгновение, поток идет — и тебя уносит. Как пробку!» — говорит Санкин.
И хотя в подземелье нет аварийных выходов, шансы на спасение у группы все же были.
Михаил Санкин: «Спастись могли вот по этой лестнице, которая ведет к канализационному люку, наружу. Зацепиться руками и там подняться».
Но похоже, участникам смертельной вылазки не повезло с лестницей. Просто нижний участок прогнил, его оторвало. И с гидом, который просто не мог не знать того, что в дождливую погоду спуск в коллектор опасен для жизни, тоже вышла промашка. Однако диггер Даниил Давыдов говорит, что Константин Филиппов — профессиональный турист, он никогда особо не интересовался подземельями. Но проводил экскурсии около трех лет.
Билеты на нелегальные экскурсии стоимостью 9 тысяч рублей продавались вполне легально. После случившейся трагедии арестованы организатор экскурсии Никита Дубас и Александр Ким — владелец
А в Петербурге за 2 тысячи можно попасть на экскурсию по крышам Северной столицы. Здесь и романтический вид, и адреналин — все, кроме безопасности. Но поток туристов, желающих постоять на краю пропасти, не иссякает. Приходят даже с детьми. Но гид нелегальной экскурсии уверяет, что бродить по крышам и в дождь, и в снег абсолютно безопасно. Организаторы подсуетились и по маршруту на кровле положили нескользящий рубероид. Но как питерские крыши, так же, как и московские коллекторы, оказались в свободном доступе для всех желающих?
Весной в Петербурге появилось первое уголовное дело против
Борис Чернышов, заместитель председателя Госдумы РФ: «Я предложил [Владимиру] Колокольцеву (министру внутренних дел РФ. — Прим. НТВ) уголовную ответственность, и мы внесем такое предложение в парламент за то, что люди нарушают целостность коммуникаций подземных. Они и для себя опасность несут, и для других».
С другой стороны, если перевести эти экскурсии в московские подземелья в законное русло и обеспечить безопасность — это же настоящая золотая жила для бюджета, раз есть столько желающих платить за них немалые деньги. В Париже, например, тоже есть катакомбы. В XIX веке туда были свезены останки около 6 миллионов человек в рамках программы по ликвидации переполненных городских кладбищ.
Лукас, посетитель экскурсии: «Это правда, немного страшно — видеть черепа со всех сторон. Но мы не должны испытывать отвращение, потому что в конце концов мы все тоже будем здесь».
Катакомбы — часть Музея Карнавале, они открыты для посещения. Ежегодно туда приходят на экскурсии более полумиллиона человек. Патрулирует подземелье специальная спортивная бригада полиции. Штраф за незаконное проникновение — 60 евро.
Михаил Санкин: «Нет определенного механизма, который позволил бы расширять внутренний туризм подземный. Такие маршруты можно было бы сделать, но для этого надо взаимодействовать с властями и ЖКХ, чтобы наладить механизм экскурсий, раз уж это пользуется спросом».
После трагедии на Неглинке, скорее всего, под проверку подпадет весь экстремальный туризм в России. Сейчас, кроме прогулок по коллекторам, за деньги ушлые организаторы готовы предложить что угодно. Например, есть предложения погонять на сверхсовременном танке, которого сейчас нет даже на фронтах СВО. Такое удовольствие обойдется желающим пощекотать нервы в 65 тысяч рублей. Высший пилотаж на истребителе
Все выпуски программы «Центральное телевидение».