Приговор по делу о признании геноцидом советского народа действий немецко-фашистских захватчиков огласили в суде Волгограда. И сегодняшняя дата для этого выбрана неслучайно. 23 августа 1942 года солдаты Вермахта начали бомбить Сталинград. Это был один из самых страшных дней Великую Отечественной войны. Погибли 90 тысяч человек. Традиционно сегодня проводятся митинги и траурные церемонии. Но в этом году фронтовики, узники и дети войны ждали еще и решения суда для тех, кто пытался их уничтожить.
Битва под Сталинградом — поворотный момент в Великой Отечественной. 23 августа 1942 года немецкая авиация совершила массированную атаку на город — «ковровую бомбардировку». За сутки непрерывных бомбежек было убито 90 тысяч человек.
Приказы убивать, издеваться, грабить отдавал
Лидия Киселёва, несмотря на возраст (ей 96), не пропустила ни одного заседания. Нацисты сделали ее круглой сиротой — убили всю семью. Но «похоронить память» она точно не готова.
Лидия Киселёва, пенсионерка: «У меня погибло моих родных семь человек, у меня все на глазах. Брата родного убило, сестру двоюродную, одну из тетушек немцы застрелили в колонне, когда нас пинали из города».
Следователи изучили архивные материалы, провели поисковые работы, допросили свидетелей и проанализировали заключения экспертов. Они предоставили суду доказательства того, что действия нацистов под Сталинградом можно и нужно считать геноцидом.
Светлана Петренко, официальный представитель СК России: «Достоверно установлено, что множество умирали в мучениях. Действия немцев и их пособников являлись проявлением фашисткой идеологии и имели цель истребление советских граждан».
Наравне с фашистами (а иногда превосходя их в цинизме и бесчеловечности) действовали украинские антисоветские формирования. Как следует из документов, в ноябре 1942 года шестая Армия насчитывала 52 тысячи «хиви» — это добровольные помощники вермахта. Всего же на территории области действовали 47 «лагерей смерти». Военнопленных пытали, истязали. Общее число жертв за годы оккупации — больше 360 тысяч.
Именно поэтому, говорят историки, так важно фиксировать военные преступления и давать им правовую оценку — в память о замученных сталинградцах и в знак преклонения перед несгибаемой стойкостью выживших.