Сегодня ровно 60 лет назад, 21 августа 1963 года, в центре Ленинграда произошла экстренная посадка самолета. Ни экипаж, ни пассажиры рейса Таллин Москва не пострадали. При этом летчики не были удостоены наград и готовились отправиться под суд. Сейчас из экипажа Ту-124 уже никого не осталось в живых. Зато есть очевидцы, отчетливо запомнившие тот день.
Как и сейчас, ровно 60 лет назад, Юрий Туйск находился у себя в квартире в доме на проспекте Шаумяна, когда над головой с грохотом несколько раз пронесся самолет. К тому моменту
Все 21 августа
На это удивительное происшествие пришли посмотреть десятки, если не сотни ленинградцев. Милиция перекрыла движение. В то время проезжая часть была значительно уже современной, и гранитного берега не было. С Малоохтинского проспекта серебристый фюзеляж
Самые известные снимки аварийной посадки самолета сделал именно Юрий Викторович. Фиксируя чудо, чудом остался незамеченным сам. Ведь правоохранительные органы вылавливали фотографов и пленки либо засвечивали, либо отвозили в специальный отдел. Туйск затерялся в толпе.
Юрий Туйск, очевидец, писатель: «Вот 60 лет назад буквально в 100 метрах отсюда этот самолет плавал на протяжении вечера и ночи. И только к утру он затонул».
Владимир Цивинский наблюдал за всем с другого края. Он возвращался в тот день со смены на заводе. После поворота на набережную увидел сверкающий хвост в воде и вышел из троллейбуса.
Владимир Цивинский, очевидец, сотрудник тренажерного центра СПбГУГА: «Самолет, плоты и около самолета находится буксир. Я видел часть…
Все очевидцы указывают на буксир, который работал на Неве и перевозил бревна. В то время на этой стороне реки был плотовый рейд деревообрабатывающего комбината. Именно водное судно первым и пришло на помощь судну воздушному.
Юрий Поршин, капитан буксира: «Я подошел кормой, подошел к носу самолета и потащил его к берегу. Крыло самолета подошло вплотную к плоту. Получился естественный трап. Соответственно, первыми вышли команда самолета, ну и потом пассажиры».
В тех условиях посадка оказалась настолько мягкой, что ни одному из находившихся на борту не потребовалась медицинская помощь. Все 45 пассажиров и 7 членов экипажа сошли на берег невредимыми.
А вот по эмоциональному состоянию показания разнятся. Стоявшие на берегу видели сильное потрясение на лицах приводнившихся. А летевший тем рейсом Виктор Чацкий, напротив, говорил об исключительной собранности всех.
Виктор Чацкий, пассажир рейса
Рейс 366 вылетел из Таллина в Москву в 9 утра. Проблемы у современного реактивного самолета начались уже при отрыве от земли: переднюю стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Вернуться в эстонский аэропорт не было возможности
Экипажу за время полета так и не удалось расправить носовую ногу, и на подлете к городу на Неве машина стала нарезать круги, вырабатывая топливо, чтобы садиться на брюхо и уменьшить риск возгорания. Но на восьмом витке заглох первый двигатель, еще через
Понимая, что до Пулково не долететь, второй пилот предложил командиру Виктору Мостовому приводняться. Машина садилась бесшумно. И не развалилась она от удара о воду только
Виктор Чацкий, пассажир рейса
История чудесного приводнения на Неву
Владимир Цивинский так впечатлился историей, что позже стал авиадиспетчером. А Юрий Туйск с авиацией жизнь не связал, зато стал писателем и опубликовал книгу о том событии. Приложив снимки, которые он хранил дома непроявленными 33 года. Чтобы все узнали о героическом подвиге и божьем промысле, когда придет время.