Владимир Путин предложил направить более 5% доходов от утилизационного сбора на развитие общественного транспорта. Проблему обсуждали на заседании президиума Госсовета. Президент отметил, что российские города испытывают серьезный дефицит машин. Автобусы, троллейбусы, и трамваи изношены, нередки случаи, когда из-за этого перевозчики закрывают востребованные и необходимые маршруты. Владимир Путин предложил регионам работать по примеру Москвы. По словам главы государства, некоторым регионам потребуется финансовая поддержка из центра.
То, что общественный транспорт становится популярнее, тренд закономерный. Все больше людей предпочитают его личному автомобилю. Однако, по словам Владимира Путина, рано останавливаться на достигнутом. Если в Москве ситуация складывается позитивно, то некоторым регионам необходима помощь федерального центра.
Владимир Путин, президент РФ: «Наша важнейшая задача — обновление парка. Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, 5 тысяч троллейбусов и 4 тысяч трамваев, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, еще больше».
Еще одна — задача ежегодно обновлять общественный транспорт во всех регионах. Владимир Путин дал соответствующее поручение правительству. К тому же нужно установить и критерии срока службы общественного транспорта. Президент обратил внимание на то, что, например, для автобусов такого срока не существует. Есть вопросы и к организации маршрутов.
Владимир Путин: «Хорошо известны ситуации, когда люди заселяются в новые строящиеся комплексы и, бывает, потом годами, именно годами живут там отрезанные от социальной и транспортной инфраструктуры, или когда сложившиеся десятилетиями транспортные маршруты не соответствуют новым требованиям стремительно развивающихся городов».
Также президент обратил внимание Госсовета на то, что ситуация с зарплатами на транспорте не улучшается, поэтому регионам нужно повышать престиж этой профессии.
Владимир Путин: «Отмечу также, что на большинстве территорий заработная плата водителей общественного транспорта ниже, чем средняя по региону, и престиж профессии, конечно, падает, люди неохотно идут сюда работать. Возникает немало проблем и с обеспечением безопасности пассажирских перевозок. Полагаю, что ответственным за это направление ведомствам вместе с регионами нужно разработать меры по повышению привлекательности таких важнейших профессий».
Говорили на Госсовете и о новых горизонтах транспортной отрасли, в частности, об электромобилях. Мэр Москвы предложил уже сейчас при строительстве новых дорог закладывать всю необходимую инфраструктуру для элетрозарядных станций, чтобы в будущем упростить жизнь их владельцам и увеличить число такси с электродвигателем, а также каршеринга.
Сергей Собянин, мэр г. Москвы: «Сами заправки множатся. В Москве их около 3 тысяч, но все они работают по своим стандартам. Стоит установить федеральное требование, чтобы любой владелец мог пользоваться единым подходом к информационным системам».
По подсчетам Минтранспорта, финансовый объем поддержки развития общественного транспорта составит около 260 миллиардов рублей до 2025 года. Причем уже в конце 2024 на городские маршруты выйдут больше 12 тысяч новых троллейбусов, автобусов и трамваев.