Отреставрированное в Эрмитаже полотно «Бегство в Египет» первыми увидят лондонцы.
Сегодня в Эрмитажном театре Петербурга состоялась необычная премьера. На сцене представили отреставрированное полотно Тициана «Бегство в Египет». Столь торжественная обстановка вполне объяснима: над картиной трудились 13 лет. Но первыми работу петербургских мастеров увидят лондонцы.
На шедевр, воспользовавшись случаем, полюбовался и корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Считается, что именно это полотно Тициана остается наименее исследованным и до конца не понятым шедевром художника. Картина, приобретенная еще Екатериной Великой, долго бродила по разным дворцам и до начала ХХ века даже вызывала у искусствоведов сомнения в авторстве. Но сегодня после реставрации и многочисленных экспертиз мы видим возвращенный шедевр мастера.
Полотно на сцене Эрмитажного театра смотрелось так, как будто живописец только закончил его. На самом деле, позади — огромная работа. «Бегство в Египет» полностью, как говорят реставраторы, раскрыли. То есть освободили от многовековых наслоений и поздних прописок. При этом на полотне обнаружили не только авторские переделки.
Валерий Шацкий,
Чтобы разобраться в нескольких слоях живописи, проводились разные экспертизы. Тонкая работа требовала полного дневного освещения и делалась только в летнее время. Теперь мастера с полной уверенностью говорят: наконец, можно увидеть авторское решение. А чтобы напомнить, какой
Александр Кузнецов,
Картина уникальна своей историей. Это единственная работа Тициана для Венеции.
Ирина Артемьева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «На протяжении 200 лет пока картина оставалась в Венеции в том самом дворце, для которого она была задумана и создана, ей посвящали восторженные строки. Начиная с Джорджо Вазари, который впервые упомянул эту картину, и заканчивая венецианскими хронографами. Карло Ридольфи, например».
В самом замысле «Бегства в Египет» проявилось новаторство молодого художника. Грандиозный пейзаж стал событием для итальянской живописи начала XVI века. Буквальная ботанически описательная точность до сих пор заставляет долго рассматривать библейский сюжет.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Эта работа, к счастью, никогда не реставрировалась. Лишь в Эрмитаже, только немного. До этого в авторстве полотно были не уверены.
Впервые широкой публике отреставрированную картину покажут в Лондоне на выставке «Первый шедевр Тициана».