Франция и Италия сегодня начинают эвакуацию своих граждан из Нигера, где произошел государственный переворот. Новые военные власти этой африканской страны не только свергли президента, но и выступили против французского влияния и прекратили экспорт урана в Европу. Мятежников в Нигере уже поддержали некоторые соседи. Первой высказалась Гвинея, а Мали и Буркина-Фасо заявили, что любое иностранное вмешательство в дела Нигера будут рассматривать как объявление войны своим странам. В сложном положении оказались США. У американцев в Нигере военная база и свои экономические интересы, поэтому и в Госдепартаменте пытаются найти приемлемый для себя выход из кризиса.
Столица западноафриканского государства Нигер — Ниамей — продолжает бурлить. Жарче всего сейчас у посольства Франции, где сторонники переворота в масках и с плакатами в руках сжигают флаги бывшей метрополии и скандируют «Долой Францию!» Сегодня количество митингующих достигло нескольких тысяч. Помимо флагов, они подожгли и вход в дипломатическую миссию. Одно из главных требований — закрытие всех зарубежных баз на территории Нигера и вывод воинских контингентов западных стран.
Митингующий: «Мы хотим, чтобы французы вернулись в свои дома и оставили нашу страну нам. Нам достаточно нашей армии. Мы верим в нее».
У многих в руках замечены российские триколоры, слышны лозунги «Да здравствует Россия», «Да здравствует Путин». Это тем более удивительно, что на протяжении десятилетий именно Нигер считался форпостом Запада в этой части Африканского континента. Именно сюда Франция, США и ряд других западных стран направляли огромную по местным меркам финансовую помощь для обучения армии. Здесь обустраивались казармы, иностранные инструкторы проводили подготовку офицеров. Тем не менее рвануло. По словам демонстрантов, если в стране есть золото, драгоценные камни и главное богатство — уран, почему мы живем, как рабы? Лишь один красноречивый факт: свыше 80% граждан Нигера не имеют доступа к электричеству.
Митингующий: «Сегодня народ Нигера вышел на улицы, чтобы показать миру, что мы не на стороне прошлого режима. Люди устали от него. Нас морили голодом, нас разорили, бросили на растерзание террористов».
Уладить конфликт миром попытались лидеры сразу нескольких государств. В Ниамей прилетел временный президент соседнего Чада. Появились его фото и арестованного собственной личной гвардией президента Нигера Мохамеда Базума в резиденции.
Пока миротворческие усилия не привели к достижению компромисса, а Запад в свойственной ему манере поставил взявшим власть в свои руки офицерам жесткий ультиматум: если в течение недели отстраненного от власти президента не освободят, будет осуществлено вторжение с территории соседних государств для наведения порядка. Путчисты уже заявили, что один из руководителей правительства Нигера, сейчас находящийся во Франции, разрешил ей нанесение авиаударов.
Амаду Абдраман, полковник: «Бумаги подписал исполняющий обязанности
Между тем еще один член правительства свергнутого президента, также объявивший себя
Ухумуду Махамаду,
На данный момент в отношении Нигера уже введены санкции. В частности, были закрыты наземные и воздушные границы со страной, прекращены все финансовые операции, заморожены активы республики в центральных банках зарубежных стран. В ответ офицеры, взявшие власть в Нигере в свои руки, объявили о прекращении поставок во Францию золота и урана. Соответствующее решение вступило в силу немедленно и бессрочно. А ведь это африканское государство является четвертым производителем урана в мире и основным источником урана, используемого для производства электроэнергии во Франции. По данным на 2020 год, около 35% топлива для французской компании ядерных технологий Orano поступало именно отсюда.
Пока еще есть надежда на то, что конфликт в этой западноафриканской стране удастся решить путем переговоров, однако наблюдатели говорят, что в случае внешнего вторжения легкой прогулки в Нигер не случится.
Ульф Лессинг, руководитель офиса Карла Аденауэра в Бамако (Мали): «Главная проблема в Нигере заключается в том, что президент просто изолирован, его не поддерживает ни одно армейское подразделение, которые могли бы предпринять попытку освободить его. Я сильно сомневаюсь, что соседние страны сильно горят желанием участвовать во вторжении в Нигер».