Сегодня российские сотрудники покинули Совместный координационный центр по зерновой сделке, расположенный в Стамбуле. РФ в договоре больше не участвует. Теперь все суда, следующие в украинские порты, рассматриваются как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. На это уже отреагировали рынки. В Москве подробно разъяснили, почему Россия приостановила свое участие в сделке.
Отказ Западом выполнять свою часть «зерновой сделки» освободил цены на хлеб по всему свету, и они свободно устремились ввысь: стоимость пшеницы на чикагской и парижской биржах подскочила почти на 10% после предупреждения российского военного ведомства накануне о закрытии морского гуманитарного коридора.
С полуночи 20 июля все суда, сообщает Минобороны, следующие в Чёрном море в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения, а страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне Киева.
Европейские политики стремительно стали готовить почву для объяснения причин продовольственного кризиса, который имеет все шансы разразиться уже в этом году.
Анналена Бербок, глава МИД ФРГ: «Сотни тысяч людей, если не сказать миллионов, остро нуждаются в зерне с Украины. Именно поэтому мы работаем со всеми партнерами над тем, чтобы зерно на Украине не гнило в хранилищах в течение следующих нескольких недель, а попало к людям по каналам солидарности».
Тут стоит обратить внимание на формулировку «украинское зерно». То есть страны, находящиеся на пороге голода, как утверждает министр иностранных дел Германии и прочие ее коллеги по Евросоюзу, различают «украинское» и «российское» зерно. Но правда в том, что российское зерно, заблокированное западными санкциями, как и украинское, могло бы покинуть житницы и накормить голодных. Участвуя в черноморской инициативе, Москва по сути помогла Киеву выполнить его обязательства перед покупателями, которые еще до обострения заключили фьючерсные контракты на зерно. Но европейской аудитории все преподносится совсем в ином свете.
Жозеп Боррель, глава внешнеполитической службы ЕС: «Россия уже третью ночь бомбит и уничтожает всю портовую инфраструктуру в Одессе и хранилище зерна, сгорело более 60 тысяч тонн зерна. То есть они не только вышли из зернового соглашения, чтобы вывозить зерно с Украины, но и сжигают это зерно».
Здесь стоит уточнить, что, по заявлениям Минобороны, Россия в районе Одессы наносит удары высокоточным оружием по объектам военной промышленности, топливной инфраструктуры и складам боеприпасов. Зерно тут ни при чем. Популист Боррель просто заранее оправдывается, пока его коллеги ищут пути выхода из кризиса.
Александр Шалленберг, глава МИД Австрии: «Все еще надеемся, что удастся достичь нового соглашения и продлить сделку. Переговоры по этому пункту с Россией до сих пор идут».
Параллельно в Евросоюзе еще и хотят услышать от ООН позицию России по возобновлению черноморской инициативы. Хотя чего сложного обратиться к Москве напрямую. Столь необычную несогласованность действий, заявлений и намерений, очевидную даже для наблюдателей далеких от дипломатической практики, объяснили в российском МИД. Мария Захарова пояснила, что логика западных антироссийских решений привела в идеологический тупик.
Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ: «В отсутствие возможности проводить суверенный курс ЕС, видимо, сломался и сейчас пожинает плоды. Вдумайтесь, ЕС — 10 стран, у которых здесь есть посольства, дипломаты, есть целый Боррель — требуется посредничество для того, чтобы узнать позицию России. Чем занимаются дипломаты стран ЕС в Москве?»
Интересно, что и Турция сегодня намекнула, что рассчитывает на продолжение. Хотя ранее стало известно о фактическом завершении работы Совместного координационного центра черноморской инициативы, этот орган регулировал работу сделки. Сегодня его покинул российский персонал. Неофициально Анкара отказалась и от предложения Киева продолжить вывозить зерно уже без Москвы. Но точку в этой инициативе уже поставило российское Минобороны, закрыв гуманитарные коридоры. А вообще, всем, кто хотел знать, как возобновить сделку, но боится спросить, сполна ответил российский лидер. Причем по пунктам.
В этом году Россия, по прогнозам Минсельхоза, вновь ожидает рекордный урожай — не менее 123 тонн зерновых. 55 из них готовы экспортировать на коммерческой и даже безвозмездной основе, подчеркнул Путин.