В Евразийской экономической комиссии обсуждают поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС, которые предполагают введение НДС в 20% на трансграничную электронную торговлю.
В Евразийской экономической комиссии рассматривают вопрос о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС. Поправки предполагают, что на трансграничную электронную торговлю введут налог на добавленную стоимость в размере 20%. С этой инициативой выступила белорусская сторона, ее поддержал Казахстан. С 2022 года эти страны установили такой сбор на товары электронной торговли, поступающие
Газета ознакомилась также с письмом Wildberries в Минэкономразвития, министерство представляет интересы России в ЕЭК. В документе говорится, что на практике у маркетплейсов появится новая обязанность: исчислять, удерживать и перечислять НДС в бюджет по операциям продавцов из третьих стран вне ЕАЭС.
Например, норма коснется продавцов из Китая, которые сейчас поставляют в Россию технику или электронику. В Wildberries предполагают, что эта инициатива может негативно отразиться на взаимной торговле между странами.
Отсутствие НДС на иностранные товары, которые ввозят в Россию для личных нужд граждан, стимулируют спрос: для россиян продукция дешевле на 20%. Также трансграничная торговля противодействует санкционному давлению, насыщая рынок товарами потребительского спроса. При взимании НДС товар подорожает, и люди будут вынуждены покупать его с наценкой в 20% либо отказаться от него. Поэтому Wildberries просит Минэкономразвития не допустить введения такой нормы. В компании не уточнили, какая доля продавцов приходится на зарубежных.
В
Большая часть продавцов нашейонлайн-платформы это представители российского бизнеса, они оплачивают налоги в бюджет России, а предприниматели из стран ЕАЭС — в бюджеты своих стран.
По прогнозам Ozon, инициатива сократит рынок трансграничной торговли в несколько раз. Как говорят в компании, в первую очередь это скажется на потребителях со средним и низким уровнем дохода.
Введение дополнительного налога приведет к росту цен на любые товары, приобретаемые для личных нуждиз-за рубежа, на 20%. Россиянам придется отказаться от покупки продукции, к которой они привыкли, либо приобретать ее на сером рынке. С рынка пропадет часть популярных в России товаров, которые не имеют релевантных отечественных аналогов или крупных дистрибьютеров в стране. Более дешевые предложения продавцов из других стран, например, из Китая, стимулируют рынок к здоровой ценовой конкуренции.
По итогам первого квартала на площадке представлены товары около 30 тысяч иностранных продавцов из Казахстана, Белоруссии, Китая, Турции. Это около 12% от всех торговцев на Ozon. С тем, что введение нормы негативно скажется на развитии трансграничной торговли, насыщении российского рынка и доступности товаров для покупателей, согласны и в «Яндекс Маркете».
Иностранных и отечественных продавцов следует уравнять в условиях. Все экспортеры в мире не платят НДС, когда вывозят свой товар из страны. При этом, когда иностранные продавцы поставляют товары в РФ, они не платят НДС, а когда российский бизнес поставляет продукцию в Китай, то он оплачивает сбор.
Президент Ассоциации компаний
Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов подчеркнул, что сейчас российские продавцы и производители находятся в неравных условиях с зарубежными, чьи товары продаются на маркетплейсах:
Поэтому с точки зрения выравнивания конкурентных условий и поддержки отечественного бизнеса, прежде всего производителей, это, безусловно, правильный шаг. Что касается потребителей, то у них в любом случае сохранится возможность приобретать товары за рубежом с помощью многочисленных специализированных сервисов без уплаты НДС.