Участники саммита Шанхайской организации сотрудничества подтвердили: ШОС намерена и дальше строить многополярный мир. Что интересно, на саммите не обсуждали Украину. А вот на другой международной встрече предстоящем саммите НАТО в Вильнюсе Украина должна стать одной из главных тем.
Индия впервые председательствовала в ШОС и впервые выступала как хозяйка саммита. Входящие в ШОС не присоединяются к антироссийским санкциям, а при голосовании по чувствительным для России политическим резолюциям Генассамблеи ООН с осуждением действий Москвы воздерживаются. Также крупные игроки ШОС на фоне санкций пытаются в новых условиях расширить экономическое взаимодействие.
И главным событием стало вступление в организацию Ирана. The New York Times сразу же вышла с заголовком, в котором три фамилии — Путин, Си и Моди. Для США типично даже в рамках ШОС или БРИКС отслеживать баланс или дисбаланс именно в треугольнике Россия — Индия — Китай. И цитата из статьи: «На глазах у администрации Байдена форум, по сути, оказался заявлением о том, что три лидера контролируют свои внутренние проблемы и готовы начать то, что Путин назвал новым „многополярным противостоянием“».
Итак, вместе со вступившим в ШОС Ираном
В итоге даже в этих масштабах ШОС с одной стороны присутствуют тормозящие факторы, с другой стороны, из рамок тем безопасности выходят уже в плоскость экономических дискуссий на таком широком пространстве и поиск пересекающихся экономических интересов.
Василий Кашин, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики»: «Сейчас действительно наметился интерес к экономическим программам. Связано это, в том числе, и с влиянием санкций. Россия в особенности, но и другие страны заинтересованы в создании механизмов финансирования, которые будут работать отдельно от Запада и вне западного влияния. Для большинства развивающихся стран, которые не вовлечены в противостояние с Западом, как Россия, и в которое постепенно скатывается Китай, ШОС — это просто еще одно из направлений политики, где они хотят закрепиться, чтобы усилить свои общие внешнеполитические позиции».
Кирилл Бабаев, директор Института Китая и современной Азии РАН: «Мы знаем, во всех структурах — как экономических, так и
Другая обсуждаемая тема — саммит НАТО в Вильнюсе на следующей неделе. Это как бы другой полюс многополярности. У НАТО на повестке тоже расширение — зависла Швеция, заявления по Украине.
Чего ждать России от саммита альянса?
А от Байдена в ближайшие дни ждут выступление о контурах работы с Украиной. И вот короткое саммари из заявлений перед саммитом в Вильнюсе: «В Киеве свои математические расчеты. Поддерживают вступление Украины в НАТО 22 страны из
В Киеве реагируют и спрашивают: какое решение? The Washington Post приводит цитату министра обороны Украины Резникова: «„Двери открыты“, — сказали нам, но не показали, где найти эти двери и как войти». Заголовок статьи: «Украина ожидает приглашения в НАТО. Союзники не уверены». И сразу же еще одна статья в авторитетном американском журнале Foreign Affairs: «Не дайте Украине вступить в НАТО. Затраты на расширение альянса перевешивают выгоды».
Байден заявил, что в Вильнюсе на саммите вместо обещания по вступлению в НАТО предложит Украине гарантии безопасности по примеру поддержки Израиля — это фактически поставки вооружений плюс политическое прикрытие. И предложит другим крупным странам заключить с Киевом подобные двусторонние соглашения.
Это больше напоминает посыл, что Украина в данный момент необходима Вашингтону как инструмент вовне альянса. Даже Зеленского западные партнеры приглашали выступить на саммите ЕС — Латинская Америка, но страны Южной Америки подали дипломатический сигнал: это не наши инструменты, Зеленского на саммит привозить не надо.
Многие сравнивают или противопоставляют ШОС и НАТО, иногда БРИКС и G7. Понятно, что это разные альянсы с разными задачами, но
Так что сейчас мы вступаем в эпоху, когда определится, что эффективнее: западный блок с единоначалием или
Запад, который всегда называл себя демократическим, переходит под диктат одного гегемона, а авторитарный, как они говорили, Незапад теперь отстаивает более демократические процедуры между мировыми центрами.