Когда создатель классической физики Исаак Ньютон, опираясь на выведенные им же самим формулы закона тяготения, попытался рассчитать движение трех взаимодействующих друг с другом небесных тел, то был сбит с толку. Его закон всемирного тяготения, несомненно, работал, но все попытки рассчитать с его помощью результат взаимодействия, к примеру, Солнца, Земли и Луны заканчивались полным фиаско. Знаменитую задачу трех тел не удалось решить до сих пор, но теперь к решению, кажется, придется подключиться и политическим лидерам.
Ядерное противостояние на Земле длится уже больше полувека, но до сих пор это была вполне решаемая задача. И по аналогии с классической физикой ее, наверное, можно назвать задачей «двух тел», которая имеет вполне конкретное решение. Действительно, несмотря на то, что в современный ядерный клуб входят уже 9 стран, только Россия и США владеют арсеналами, которые способны уничтожить не только противника, но и все человечество сразу.
У Британии на вооружении 215 боеголовок, у Франции — около трехсот. А Китай, по данным американской разведки, до недавнего времени имел около четырехсот боеголовок. Но теперь Пекин стремительно наращивает свой ядерный потенциал. По оценкам Пентагона, в ближайшие 10 лет число боеголовок в китайских арсеналах достигнет полутора тысяч единиц. То есть на карте мира появится третья ядерная сверхдержава.
За годы ядерного противостояния Москва и Вашингтон
Ученых пугает не сам факт увеличения количества ядерных зарядов в мире, а почти магическая цифра 3. Именно столько ядерных сверхдержав станет, если Китай сделает то, что обещает.
Тут и возникает пугающая ситуация, в оценке которой сходятся многие ученые. Одним из первых на нее обращает внимание старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности Эндрю Крепиневич. В своей статье он приводит простой и пугающий пример из физики, иллюстрируя угрозу, нависшую над человечеством. «Можно рассчитать движение двух небесных тел относительно друг друга, но, если попробовать провести те же расчеты для трех тел, окажется, что законы будто не работают, вероятности множатся и начинается непредсказуемость и хаос», — рассказывает он.
Этот парадокс, говорит Крепиневич, заметил еще Ньютон. Но решения проблемы не нашли до сих пор.
В науке это называется загадкой трех тел. Ей озадачился еще Исаак Ньютон. Движение двух небесных объектов относительно друг друга легко рассчитать и предсказать. Холодная война, при всех ее ужасах и кризисах, не привела к ядерному апокалипсису, потому что, как говорят ученые, бинарные структуры отличаются стабильностью.
Но сейчас Пекин нарушает эту стабильность, наращивая свой ядерный потенциал. А если в геополитике — как в физике? И увеличение количества ядерных сверхдержав с двух до трех приведет к парадоксальному скачку сложности и поставит под угрозу выживание всего человечества? И если на ядерный триполярный мир — уже с Китаем — наложить проблему трех тел, то шанс военного конфликта увеличивается не просто в разы, количество вариантов становится пугающе огромным.
Но самое страшное, рассказывает
Пол Робертс,
Советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан приходит к простому выводу: любой из трех — Россия, США и Китай — не сможет превзойти двух других по количеству зарядов, поэтому стратегия США сейчас в том, чтобы превзойти конкурентов качественно.
Но все эти стратегии, рассказывает бывший разведчик Скотт Риттер, все же вытекают из математики, где 2+1 дают 3 и США пытаются вести разговор не с Россией и Китаем вместе, а с каждой страной по отдельности.
Скотт Риттер,
Но в
Все выпуски программы «Центральное телевидение».