В Третьяковской галерее начали реставрировать уникальное полотно. Это работа художника Николая Рериха «Половецкий стан», которая служила декорацией для балета. Впервые ее представили больше века назад на гастролях дягилевских «Русских сезонов» в Париже. Спустя годы занавес оказался в частной коллекции в Лондоне, откуда его и выкупила Третьяковка. Экспонат находился в аварийном состоянии. Сейчас над его восстановлением трудятся 75 мастеров, чтобы в октябре представить результат своей работы на выставке Рериха в здании на Крымском Валу.
Заломы, прорывы ткани и бесконечные заплаты — это задник одного из самых известных в мире представлений, декорация премьерного спектакля дягилевских сезонов «Половецкие пляски» на музыку из оперы
Александра Орловская,
За плечами специалистов музея — множество примеров сложнейшей реставрации. Вспомнить хотя бы недавний случай с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». А руководитель мастерской Андрей Голубейко в
Андрей Голубейко, заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи ХVIII — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи: «Конструкция представляет собой два упора для поддержания вала, первая станина — стационарная, на которой находится верхний вал, и нижняя — выдвижная, чтобы вал мог выкатываться вперед».
Машина значительно облегчила и сам процесс для специалистов. Они уже смогли приступить к работе. Если раньше реставраторы тратили на восстановление гораздо меньших по размеру полотен по несколько лет, то на этот раз работа должна двигаться значительно быстрее. Во всяком случае Третьяковка поставила перед собой амбициозную задачу — показать полотно после первого этапа восстановления уже в октябре этого года на персональной выставке Николая Рериха.
Татьяна Городкова, главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи: «Нам пришла в голову безумная идея: было бы замечательно и абсолютно уместно показать впервые в Москве этот задник, этот замечательный занавес на персональной выставке Рериха».
Идея, конечно, безумная. Но именно такие задумки реставраторы Третьяковки и воплощают раз за разом — на зависть коллегам по цеху из других музеев по всему миру.