Знаменитый Старожиловский конный завод в Рязанской области оказался на грани закрытия. Единственное в мире предприятие по разведению уникальной русской верховой породы сейчас существует только благодаря энтузиастам. Поголовье сократилось до нескольких десятков, а здание требует капитального ремонта и помощи властей.
В последнее время туристы приезжают на Старожиловский конный завод все чаще, ведь в обозримом будущем и творение архитектора Шехтеля, и русская верховая как порода могут исчезнуть. Конный завод 130 лет назад построил меценат барон Павел фон Дервиз. Здесь разводили лошадей лучших пород. После революции завод национализировали, коней отправили на фронт. Войны почти полностью уничтожили русскую верховую породу, которую
Владимир Дёмин, директор Старожиловского конного завода: «В 1979 году по инициативе кафедры коневодства Тимирязевки было решено воссоздать эту породу. Базовым хозяйством был Старожиловский завод».
Воссозданная порода будоражила и будоражит умы иностранцев. Русская верховая всегда брала призы на выставках и соревнованиях.
Елена Андреева, мастер конного спорта: «Очень талантливые эти лошади, настолько выносливые, настолько быстро схватывают на лету, ориентированы на человека, хотят сотрудничать. Я, допустим, вчера выиграла малый приз. 20 человек, сзади остались, у них лошади импортные от хороших производителей, а мы вчера с русской верховой победили».
С каждым годом поголовье уменьшается. В
Елена Шишкина, заместитель директора Старожиловского конного завода: «Кобыл племенных осталось очень мало. Они представлены у нас на заводе. 40 голов — это на всю страну. У частных владельцев, возможно, еще наберется
Главная проблема — отсутствие собственных пастбищ. Раньше удавалось арендовать соседние участки, сейчас их отдали агрокомплексу. Маленькая лужайка у дороги — это все, что осталось.
Елена Шишкина: «Сейчас лошади вынуждены доедать последнюю траву, вторую часть лета им придется есть сено».
А ведь лошади спортивные, им нужно двигаться, жеребята без этого не растут.
Елена Шишкина: «Лошадям требуется, конечно, больше земли, чем больше они гуляют, тем лучше. Лошади не очень любят находиться в конюшне».
Владимир Дёмин: «С 2015 года я ежегодно обращался в правительство Рязанской области, были совещания, каждый год были обещания найти 230 гектаров земли. Но, к сожалению, пока мы не можем эту землю получить».
Вторая проблема — аварийное состояние некогда прекрасного здания.
Елена Шишкина: «У нас совсем все печально, обрушилась часть крыши. Своими силами починить не можем, это памятник архитектуры».
А реставрация всего комплекса — слишком дорогое удовольствие, работы будут стоить более миллиарда рублей. Пока ищут инвесторов, красивая постройка превращается в руины. Коней отсюда постепенно выселяют, но места в соседней, более современной конюшне не хватает, поэтому приходится сокращать поголовье.
Владимир Фролов, волонтер: «Как только мы выведем отсюда последнюю лошадь, через два часа вынесут первый кирпич, все это будет в разрушенном состоянии».
Коннозаводчики уверены, что русская верховая — это национальное достояние России. Оно вновь будет потеряно, если государство не придет на помощь.