После сбора подразделений «Вагнера», который руководитель ЧВК Евгений Пригожин назвал «маршем справедливости», вышло жесткое обращение президента. Он назвал происшедшее предательством. Для Путина это однозначная красная черта. Чтобы понять, что произошло, необходимо проанализировать хронологию. Случившееся это реальный удар в спину нам всем, его еще нужно осмыслить и пережить.
Владимир Путин намеренно выстроил логику обращения так, чтобы было понятно, что у мятежа шансов нет, но задача больше и важнее — не дать шанса расколу в стране. Поэтому президент начал с обращения ко всем гражданам России, оставляя даже шанс вагнеровцам в словах «вы втянуты обманом и угрозами в преступную авантюру».
Владимир Путин, президент РФ: «Тот, кто организовал и готовил военный мятеж, кто поднял оружие на боевых товарищей, — предали Россию. И ответят за это. А тех, кого пытаются втянуть в это преступление, призываю не совершать роковую и трагическую, неповторимую ошибку, сделать единственно правильный выбор — прекратить участие в преступных действиях. Россия сегодня ведет тяжелейшую борьбу за свое будущее, отражает агрессию неонацистов и их хозяев. Эта битва, когда решается судьба нашего народа, требует единения всех сил, единства, консолидации и ответственности».
В обращении президента «мятеж» и «предательство» — два ключевых определения в оценке событий, «единство» и «консолидация» — в качестве главных приоритетов. Действия мятежников в один из тяжелейших моментов, когда над Россией нависала внешняя угроза, президент назвал «ударом в спину» страны и ее народа.
Владимир Путин: «Непомерные амбиции и личные интересы привели к измене. К измене и своей стране, и своему народу, и тому делу, за которое бок о бок с другими нашими частями и подразделениями сражались и погибали бойцы и командиры группы „Вагнер“. Герои, которые освобождали Соледар и Артёмовск, города и поселки Донбасса, сражались и отдавали свои жизни за Новороссию, за единство русского мира. Их имя и славу тоже предали те, кто пытается организовать мятеж, толкает страну к анархии и братоубийству, к поражению, в конечном итоге, и капитуляции».
Владимир Путин заявил, что ВС и все государственные органы получили необходимые приказы, а сам он, как президент, верховный главнокомандующий и гражданин, сделает все, чтобы защитить страну и ее граждан перед лицом сегодняшней угрозы.
Владимир Путин: «Повторю: любая внутренняя смута — смертельная угроза для нашей государственности, для нас как нации. Это удар по России, по нашему народу. И наши действия по защите Отечества от такой угрозы будут жесткие. Все, кто сознательно встал на путь предательства, кто готовил вооруженный мятеж, встал на путь шантажа и террористических методов, понесут неминуемое наказание, ответят и перед законом, и перед нашим народом. Верю, что мы сбережем и отстоим то, что дорого и свято для нас, и вместе с нашей Родиной мы одолеем любые испытания, станем еще сильнее».
Обращение Владимира Путина многие жители
Ростовчане проявили завидное самообладание. Кадры, где дворник как ни в чем не бывало продолжает подметать улицу, и песни о Москве в исполнении неизвестного аккордеониста быстро облетели Интернет. При этом чрезвычайность ситуации осознавали все. Трассу М4 «Дон» начали частично перекрывать, движение на дорогах в областях южнее Москвы было либо блокировано, либо затруднено. На помощь водителям, застрявшим в длинных пробках, приходили сотрудники МЧС.
В Москве, Подмосковье и Воронежской области объявили режим контртеррористической операции. Миниобороны России выпустило обращение к отрядами «Вагнера» с призывом вернуться в пункты постоянной дислокации. Как отмечалось, к тому моменту часть бойцов это уже покинули ряды ЧВК и обратились за помощью к военным. Как отмечали офицеры из регулярных частей, многие из вагнеровцев действительно до последнего не понимали, куда и зачем они идут. Похоже, масштабы авантюры стали им понятны лишь после обращения президента.
В середине дня ФСБ и Генпрокуратура сообщили о возбуждении уголовного дела против Евгения Пригожина по статье о призыве к вооруженному мятежу. В офисе «Вагнера» в Петербурге прошли обыски, около
События развивались быстро. Президент Владимир Путин посчитал необходимым проинформировать о ситуации руководителей нескольких соседних стран. Он поговорил по телефону с президентами Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Был разговор и турецким президентом Реджепом Эрдоганом, который, как сообщил Кремль, выразил полную поддержку своему российскому коллеге.
Единодушной была и поддержка внутри страны. Главы регионов и ведущие политики выразили солидарность с оценками, которые дал Владимир Путин. Многие губернаторы обратились к своим землякам из числа бойцов ЧВК, призывая их вернуться в расположения, говоря о том, что еще можно исправить ошибку и не подчиниться преступным приказам.
Тем временем на Западе в развязку с минимальными издержками явно не верили. В США, как бы поощряя, заговорили о пересмотре санкций в отношении ЧВК «Вагнер», в Польше — об усилении границы. Хотя большинство официальных представителей уклонились от прямых оценок, заявив, что изучают ситуацию, некоторые политики и издания вышли с торжествующими заявлениями и заголовками. Глава британского парламентского комитета по обороне написал в соцсетях, что происходящее — прекрасная возможность для Украины, газета The Guardian посчитала это признаком коллапса власти в России, а немецкая Bild сообщила о том, что ситуация в России ухудшается.
В Киеве тоже отреагировали с воодушевлением. Глава военной разведки Буданов заявил о поддержке Пригожина, советник офиса президента Украины Подоляк назвал это началом гражданской войны, а министр иностранных дел Кулеба посчитал действия «Вагнера» благом.
Дмитрий Кулеба, министр иностранных дел Украины: «Любое восстание, которое возникает в тылу врага, отвечает нашим интересам. Сейчас очень рано прогнозировать последствия, потому что Пригожин пошел против всей машины российского государства. Но еще раз: любые проблемы в тылу врага на пользу нашей победе».
Но и на Украине, и на Западе едва ли успели оценить все свои гипотетические выгоды. Вечером в субботу развязка
Как сообщили в Кремле, уголовное дело против Евгения Пригожина прекращается, а сам он уйдет в Белоруссию. Те из его подчиненных, кто не принимал участие в мятеже, смогут подписать контракты с Минобороны, а участников так называемого марша наказывать и преследовать не будут — из уважения, как было сказано, к их заслугам на фронте.
Почти ровно через сутки после входа в город вагнеровцы начали покидать улицы
Житель
На фасаде стадиона «Ростов Арена» появилась бегущая строка как эпилог этого трудного дня: «Мы один народ, боремся с одним врагом. Верим в русский народ и нашего президента».
Все выпуски программы «Итоги недели».