Финляндия 82 года назад выступила вместе с Германией против Советского Союза. Затем три четверти века Хельсинки придерживался нейтрального статуса. Однако в этом году Финляндия вступила в НАТО, линия соприкосновения блока с нашими рубежами увеличилась вдвое.
В Финляндии знали о планах нападения нацистской Германии на СССР и готовили плацдарм для удара с севера. Со стороны Финляндии силы были стянуты максимальные — 600 тысяч человек, 17 процентов населения страны.
Владимир Барышников, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой нового и новейшего времени института истории СПБГУ: «Кроме того, имелось 307 самолетов, свыше 1800 орудий. 21 июня 1941 года силы Финляндии были приведены в полную боевую готовность, и, собственно, можно сказать, что с территории Финляндии нападение было даже раньше, чем когда немецкие войска нарушили границу с СССР».
Был со стороны Финляндии реваншизм — хотелось зализать обиды трех проигранных Советскому Союзу финнами войн за 20 лет ХХ века. Хельсинки видели себя форпостом Запада, представителями, как они думали, превосходной западной цивилизации на границе с восточными варварами. За счет русского севера им хотелось создать, как ни курьезно это звучит, еще одну страну после Британии, самоназванную «Великой». Захватить Мурманск, Архангельск, Кольский полуостров, Карелию.
Владимир Барышников: «Финны не хотели только вернуть себе потерянные земли, но и увеличить свою страну, создать „Великую Финляндию“ и присоединить те земли, которые были исконно русскими».
Были у финнов планы на Ленинград — он должен был быть разрушен и сожжен, как и Москва. В документе финского архива, не пригодившемся тексте для выступления по радио за сентябрь 1941 года, о взятии Ленинграда говорится в прошедшем времени. Главнокомандующий Маннергейм знал о голоде в блокадном городе. Нацисты держали в кольце город с юга, финны — с севера.
Владимир Барышников: «Была взята линия на удушение Ленинграда голодом. И Маннергейм считал — вот, кстати, к разговору о его гуманности — что чем больше защитников Ленинграда погибнет от голода — а гибли не от артобстрелов, а именно от голода и холода — тем проще будет взять город».
Финны хотели перерезать «Дорогу жизни» — последний ручеек из полуторок, ходивших по льду, который соединял блокадный город с большой землей. Они этого сделать не смогли. Их блицкриг провалился, и к 1943 году финны уже готовы были выйти из войны без победы, Карелии и Ленинграда. А Ленинград выстоял и прорвал кольцо блокады.
В новой надежде на западных партнеров, как раньше на нацистов, Финляндия снова твердит о грозном большом соседе. Ей сейчас в одностороннем порядке перекрыт