На Дальнем Востоке готовят к запуску сразу два комплекса по сжижению природного газа. Один заработает в Амурской области, второй в Приморском крае. Сейчас на востоке страны действует всего один завод по производству СПГ. Строительство новых комплексов поможет удовлетворить заметно возросший внутренний спрос. Дальневосточная промышленность активно переходит с угля и мазута на экологически чистое топливо.
Производить сжиженный природный газ на Дальнем Востоке компания «Газпром гелий сервис» начала всего два года назад. Но за это время молодая для региона отрасль вышла на опережающие темпы развития. На предприятие, построенное недалеко от столицы Приморья, по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток поступает привычный природный газ и благодаря специальной установке превращается в сжиженный природный.
До недавних пор почти весь объем СПГ здесь использовали в качестве моторного топлива для собственного транспорта. В распоряжении «Газпром гелий сервиса» 73 тягача КамАЗ, и это самый большой в России автопарк, работающий на СПГ для перевозки сжиженных газов. Однако мощности оборудования оказалось достаточно и для организации коммерческих поставок.
Товарный СПГ отгружают в специализированные
Николай Ловыгин, главный инженер — первый заместитель генерального директора ООО «Газпром гелий сервис»: «Производительность установки 400 килограммов в час у нас, а емкость порядка 17 тонн. Времени уходит у нас порядка 60 часов на заправку. Меры безопасности у нас предусмотрены, то есть все датчики у нас постоянно проверяются. Огнетушители здесь находятся, сотрудники все обучены, аттестованы».
В числе первых заказчиков произведенного в Приморье СПГ стала одна из крупных рыбопромышленных компаний Магадана. Между дальневосточными регионами нет прямой скоростной автомагистрали, но это не стало препятствием для исполнения контракта.
Чтобы доставить партию сжиженного природного газа в столицу Колымы, был разработан мультимодальный маршрут. На тягачах «Газпром гелий сервиса» криоконтейнеры привезли в порт Владивосток, перегрузили их на морской транспорт и отправили прямым курсом в бухту Нагаева. Протяженность маршрута при этом составила почти три тысячи километров. Это кратчайший путь до пункта назначения.
Современное топливо пригодилось для запуска магаданского завода по производству и переработке рыбного жира. Чтобы преобразовать жидкий метан в парообразное состояние, в котельной заранее установили регазификатор. С помощью СПГ заводчанам удается круглосуточно поддерживать нужную температуру в реакторах, где происходит очистка сырья.
Процесс технологически сложный, от бесперебойного энергоснабжения зависит качество продукции. Предприятие планирует ежегодно выпускать более двух тысяч тонн рыбного жира, который на фоне западных санкций оказался дефицитным. Теперь в нем остро нуждаются отечественные фармацевтические компании и производители комбикорма.
Николай Котов, первый заместитель генерального директора ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания»: «Для Магаданской области это новшество. Мы первые, кто завез СПГ. Также мы тесно сотрудничаем с правительством Магаданской области. Надеемся наш опыт передать в правительство, чтобы они рассмотрели варианты использования СПГ в дальнейшем для своих котельных».
В других дальневосточных регионах тоже планируют отказаться от угля и мазута в пользу более эффективного и экологичного топлива. Растущий спрос со стороны государственных компаний и предпринимателей определил дальнейшую стратегию развития для малотоннажного производства СПГ. В этом году «Газпром гелий сервис» запускает целый комплекс по сжижению природного газа в Амурской области. Аналогичный проект планируется реализовать и в Приморском крае.
Любовь Бриш, генеральный директор ООО «Газпром гелий сервис»: «Мы с вами находимся на территории гелиевого хаба. Плюс 16 гектаров чуть правее, они у нас уже взяты в аренду для строительства следующего комплекса сжижения природного газа уже производительностью 7 тонн в час. Мы даем СПГ по трем направлениям, это автономная газификация, газомоторное топливо».
Для транспортировки крупных партий СПГ компания «Газпром гелий сервис» со временем увеличит автомобильный парк. Основной базой для КамАЗов, способных перевозить груз на дальние расстояния,