В рамках Петербургского экономического форума прошло заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». На сессии речь шла о том, что происходит с глобальной экономикой в условиях, когда формируется новый мировой порядок.
Сейчас уже очевидно, что глобальную экономику, как бы ее ни пытались подстроить под западные рамки, не могут сдержать внешние ограничения. Дружественные страны выстраивают новые цепочки взаимодействия. О перспективах развития отношений между государствами, которые сторонятся навязанных Западом санкций, говорили сегодня на сессии Валадайского клуба в рамках ПМЭФ.
Среди участников — представители тех стран, которые держат курс на независимую внешнюю политику и видят в этом большие экономические возможности: это Индия, Китай, Малайзия. Россия (и не только на площадке Петербургского форума) выступает инициатором открытой дискуссии, чтобы все стороны, готовые к диалогу, решили вместе, а не в одностороннем порядке, как будут жить в другом экономическом мире.
Россия и до прошлого года проводила свою независимую линию, но не позиционировала себя как «Антизапад». Да и реакция всего остального мира уже не первый месяц показывает, что потенциал альтернативного, не зацикленного на Западе мирового рынка достаточно велик. Об этом говорил зампредседателя правительства Андрей Белоусов. С его точки зрения, перспективы утраты мирового лидерства беспокоят Штаты настолько, что те всеми силами тормозят развитие других рынков.
Так называемые инициаторы международного давления предполагали, что Россию можно изолировать, однако сам факт попытки исключить Россию из мировой экономики только ускорил процесс глобального переустройства.
Товарные потоки трансформируются, Россия перестраивается на других поставщиков, и сами поставщики, которые наращивают связи с нашей страной, от этого только выигрывают. Как отметил Белоусов, к новым игрокам на мировом рынке, которые имеют контроль над ключевыми ресурсами, относятся Индия, Индонезия, Бразилия и Мексика, на подходе — ЮАР и Нигерия. Эти страны, отметил он, представляют новый мировой порядок.
Хоть глобальная система и видоизменяется, сам по себе торговый мир не распадается на изолированные части, а взаимодействие действительно дружественных стран только растет.
Гун Цзюн, профессор,