На этой неделе в рамках акции «День без турникетов» в столице проходят экскурсии по швейному производству. К легкой промышленности сейчас приковано особое внимание. После ухода из России западных брендов существенно повысился спрос на отечественную продукцию. А это вскрыло проблему на швейных производствах недостаток квалифицированных кадров. Для решения проблемы в Москве запустили специальную программу.
Предприятиям легкой промышленности сейчас нелегко. Последние полтора года они едва справляются под тяжестью клиентского потока. Шить одежду за рубежом или покупать готовую продукцию оттуда стало или слишком дорого, или в принципе невозможно, и торговые сети обратили внимание на отечественного производителя. Однако километровые очереди из заказчиков обнажили острую проблему — шить эти тысячи новых футболок и юбок попросту некому.
Галина Развожевская, генеральный директор швейного производства: «На данный момент все учебные заведения, которые работают в этом направлении, выпускают только технологов, конструкторов и дизайнеров. Я не знаю ни одного колледжа, который бы выпускал
По данным исследования Института экономической политики, именно предприятия легкой промышленности в стране острее остальных испытывают кадровый голод. Особенно не хватает «синих воротничков» — то есть швей и закройщиков. В предыдущие годы потребительского бума эти специалисты проиграли битву рубашкам и джинсам made in Vietnam. Опытные уходили на пенсию, молодые меняли профессию.
Максим Козлов, первый заместитель генерального директора компании по производству спортивной одежды: «Потому что она действительно была недостаточно престижна. В первую очередь в силу того, что недостаточно высоко оплачивалась. Закрывались на протяжении многих лет профессиональные учебные заведения, которые готовили эти кадры. Поэтому их мало сейчас, и на тех, кто умеет это делать, — на них спрос. Предприятия друг у друга их перекупают. Соответственно, неконтролируемый рост зарплат, что ложится на стоимость товара».
Теперь все с ног на голову — не швея ищет работу, а работа ее. Московские предприятия совместно с департаментом предпринимательства запустили бесплатную обучающую программу «Фабрика легпрома». Здесь кадры готовят, а потом сразу же забирают на производство.
Гюльнар Агамова, руководитель Агентства креативных индустрий Москвы: «В нашем проекте участвуют 10 компаний, которые изъявили желание после этой программы трудоустроить порядка 80 человек. 24 апреля проект стартовал, на проект подали заявок около 300 человек, мы отобрали 80 из них, и у них уже проходит обучение, эти люди будут трудоустроены. Более того, эти компании, которые принимают участие в проекте, уже сейчас платят стипендию тем, кто обучается».
Через 2,5 месяца обучения
Те, кто прошел отбор в эту программу, — не совсем новички в деле. Все они
Оксана Белоусова,
Наплыв клиентов спровоцировал рост интереса к профессии. Теперь работать в индустрии наравне с женщинами хотят и мужчины.
Ярослав Гаврилов, дизайнер одежды: «Об этой программе я узнал через интернет. Оставил заявку, прошел отбор, отправил им свое портфолио, резюме, и меня взяли на конструктора. До этого я работал только с маленькими производствами. Мне бы хотелось узнать, как работают крупные производства, как организованы там процессы, чтобы получить больше релевантного опыта».
80 новых специалистов, конечно, проблему кадрового голода в индустрии целой страны не решат. Но первый шаг на пути преодоления проблемы уже сделан.