Сегодня любителей активного отдыха ждут десятки сельхозпредприятий. Хозяева предоставляют туристам жилье, питание и даже работу на свежем воздухе.
Городской житель Павел Груздев 20 лет назад уехал жить в село Ёлнать Ивановской области. Со временем освоил производство сыров, купил собственную мельницу, стал разводить животных. Сейчас его небольшая ферма стала точкой на туристическом маршруте. До появления фермы Груздева в Ёлнати единственной туристической достопримечательностью был местный храм.
Главный козырь малых фермеров — они производители локальной продукции. Эта тема становится основой их взаимодействия. В этом году фермер начал строить два гостевых домика. Цена вопроса — три миллиона рублей. Большая часть средств — это грант «Агротуризм». Эта федеральная программа работает с прошлого года. Деньги дают в пропорции: на 10% собственных инвестиций фермера 90% — государственных.
Экономическим драйвером поселения Сурки в Пензенской области стала кленоварня. 18 квадратных километров кленовой рощи опутаны сложной системой трубок, по которым собирается древесный сок. Проект, который поначалу выглядел как абсолютная авантюра, вышел на максимальную мощность и приносит прибыль. Но для владельца он является лишь отправной точкой для того, чтобы создать в Пензенской области туристический кластер.
Туристическая деятельность для Ивана Меркулова — это лишь сопутствующий бизнес. Основные деньги приносит фермеская кооперация — кроме кленового сиропа, здесь еще выращивают малину, кабачки и начали разводить свиней особой породы. Идея в том, чтобы превратить местные продукты в своего рода самостоятельную достопримечательность. Развить локальную кухню со своими блюдами. Вот такое взаимодействие. Туристы приносят доход фермерам, а без фермеров не приедут туристы.
У программы агротуризма возникает еще один побочный эффект.
Иван Меркулов, руководитель проекта «Агроплатформа Сота»: «К нам возвращаются люди, которые работали в Москве, в других регионах России долгие годы. Потому что здесь нужны высококвалифицированные специалисты, и люди с удовольствием возвращаются на свою родину. Самое главное — создать экономические условия, чтобы людям было выгодно и интересно здесь работать».
Конечно, сейчас речь идет о частных случаях, в масштабах страны этот разворот лицом к деревне ничтожен. Но, по данным Минсельхоза, на предприятиях, которые участвуют в программе агротуризма, уже побывали 150 тысяч человек.