Археологи раскрывают новые тайны Балтики в аквалангах и с помощью телеуправляемых роботов. Сотрудники Русского географического общества во время очередной экспедиции нашли, обследовали и описали сразу три затонувших миноносца, чья история неразрывно связана с периодом крушения царской России, революции и первых лет Страны Советов. Более века корабли хранили свои тайны на дне Балтийского моря.
Люди, очень похожие на водолазов, по сути, музейные работники, потому что Балтийское море — это один большой музей мирового судостроения. На дне Балтики покоятся десятки тысяч военных кораблей и торговых судов самых разных эпох, а практически пресная вода в сочетании с низкими температурами играет роль консерванта.
Все это в буквальном смысле несметное богатство нуждается в том, чтобы его посчитали, то есть идентифицировали и поместили в каталог, чем и занимается Центр подводных исследований Русского географического общества. На дне бухты лежат три малых миноносца типа «Циклон»
Андрей Лукошков, советник по науке Центра подводных исследований РГО: «Эти корабли погибли. И у нас в России об этом не знали, потому что они погибли в составе финского флота. Когда мы из Финляндии получили информацию, мы уже тогда эти работы и осуществили, нашли их».
Чтобы оценить и описать музейный экспонат, его надо взять в руки и рассмотреть. Чтобы изучить корабль, к нему надо погрузиться. У этой работы своя специфика и свой гардероб.
Биографии кораблей похожи на человеческие, в них тоже есть драма и крутые сюжетные повороты. До экспедиции три этих миноносца числились проданными как металлолом, но на самом деле они до последнего мгновения оставались на военной службе.
Судно с водолазами подходит к отмеченной точке. Якорь пошел, глубина — около 30 метров. Водолазы погружаются. Задача — идентифицировать корабль, оценить его сохранность и, если получится, поднять со дна артефакты для подробного изучения. В помощь людям к миноносцу отправляется телеуправляемый подводный робот. Здесь его ласково называют «наш маленький». Маленький честно обходит останки корабля, транслируя картинку наверх. Погода, как на заказ, видимость под водой удивительно хорошая —
Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО: «Для нас стандартная видимость в Балтийском море —
Из финских архивов стала известна вторая часть истории миноносцев, даже более драматичная, чем первая. Брошенные в Хельсинки, они были захвачены противником и вместе с английскими кораблями участвовали в морской блокаде Кронштадта, а зимой 1919 года английский флот ушел, оставив миноносцы в замерзающей бухте с другими финскими кораблями. Ледокол пытался их спасти, но на всех пробитого канала не хватило, эти три миноносца медленно и тяжело умирали, затертые льдами. Корабли навсегда остались здесь, экипажи были спасены.
Сергей Фокин: «Очень часто гибель кораблей напрямую связана с гибелью людей. В любом случае всегда есть такая
Работа выполнена, смотрители подводного музея идентифицировали миноносцы, подняли со дна некоторые сохранившиеся детали — штурвал, часть прожектора и деталь машинного телеграфа, указатель которого навсегда застыл на отметке «малый ход». Исследовательский корабль пошел на базу. Три миноносца типа «Циклон» занимают свое место в каталоге морской истории. Своей очереди ждут другие, пока еще неисследованные объекты на дне Балтийского моря.