До конца года в столице намерены возвести свыше 20 объектов образования, в том числе три школы больше чем на тысячу учеников каждая. Это не просто корпуса, а многофункциональные образовательные комплексы с просторными классами, мультимедийными пространствами, зонами для спорта, отдыха и общения. Наряду с этим город сохраняет и старейшие учебные заведения, которые после реконструкции ничем не уступают новым.
В одном из учебных классов школы «Покровский квартал» проходят уроки истории и обществознания, но стены аудитории помнят и другое. Еще в начале XX века это было так называемое присутственное место.
Марина Ермолаева, учитель школы «Покровский квартал»: «Школа наша изначально строилась как реформаторское училище, а здесь была женская гимназия. Соответственно, здесь проходили самые настоящие балы. Самые красивые девушки начала XX века были здесь в прекрасных шикарных платьях».
Отголоски прошлого в школе звучат и сейчас. Мимо фортепиано ученики не проходят — вальс Шопена на переменах не редкость. Вдохновляются школьники будто самой историей этого места. Здание в 1912 году строил московский архитектор шведского происхождения Адольф Эрихсон. Это одна из последних значительных работ мастера.
Пять лет назад школа стала памятником архитектуры. Самое уникальное место в ней — двухъярусный актовый зал. Больше 100 лет назад каждый учебный день начинался здесь со службы. На балкончике располагался хор. В школе говорят, что такого актового зала в Москве больше нет нигде.
В учебном корпусе школы «Покровский квартал» сохранили мраморные лестницы, старинный паркет, двухдверные входы в учебные классы со стекольным верхом — все это создает свою неповторимую атмосферу. Парадокс, но как раз такое старинное напыление привлекает современных школьников.
Даниил Кирякин, школьник: «Я, когда зашел в эту школу, почувствовал
Марина Ермолаева, учитель школы «Покровский квартал»: «Это как прийти в
Наряду с такими «историческими единицами» в столице строятся новые школы. Только в этом году к открытию готовится 60 объектов. Москва разрастается — отвечает трендам сегодняшнего дня, при этом свою богатую архитектурную историю сохраняет. Такая же тактика при создании новых школьных пространств.
Александра Корнеева, начальник ГКУ «Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ»: «Мы все с вами привыкли сидеть в детстве на подоконниках, но раньше это было нельзя. Вот мы теперь предусматриваем во всех наших объектах подоконники специальные, на которых можно сидеть, либо подоконники, за которыми можно сидеть, выполняя свое индивидуальное задание, либо просто устроиться с книгой».
Эволюцию школьных зданий специалисты связывают в первую очередь со строительными возможностями того или иного времени.
Азарий Лапидус, заслуженный строитель РФ: «Если мы говорим о школе XIX века, то, как правило, это кирпичные стены, это деревянные перекрытия либо по деревянным балкам, либо в конце XIX — начале XX века уже появляются металлические балки. То есть, собственно, эти школы соответствуют тем технологиям и той организации строительства, которые идут в то время».
Школы XXI века — это уже совершенно другие, инновационные подходы возведения зданий. Так, в школе в Новой Москве, открывшейся в сентябре, понимаешь, почему такие школы называют целыми образовательными пространствами. Высокие потолки, единый дизайн, много света, стеклянные стены, есть даже возможность объединить два учебных кабинета в один. Мультимедийные устройства и современное оборудование — все для интересной учебы. Есть отдельная зона для уроков химии и биологии с вытяжками для самых серьезных лабораторных экспериментов.
Еще одно популярное место среди школьников — спортивный зал. Баскетбольное кольцо расположено на потолке — опускается автоматически. В этом зале одновременно можно проводить до шести уроков. Зоны разделяются специальными перегородками. На перемене собираются школьники не в коридорах, как это обычно бывает.
Дарья Бездетнова, школьница: «У нас актовый зал открытого типа, здесь на переменах ребята проводят свое время, общаются с друзьями. То есть здесь проходят не только мероприятия».
Такие школы часто называют школами будущего. Но сегодня становится понятно, что это уже настоящее. Хотя о будущем здесь московские школьники задумываются.