Сегодня не стало Валентина Юдашкина человека, с которого, можно сказать, началась советская мода, а весь мир узнал, что такое русский стиль. Он шил для звезд шоу-бизнеса и олимпийцев, одевал первую леди СССР, работал над эскизами военной формы по заказу Минобороны РФ и придумывал костюмы к большим театральным постановкам. Творить художник не прекращал даже после того, как врачи поставили страшный диагноз. Юдашкин руководил своим домом моды прямо из больничной палаты.
Февраль 1991 года, Париж, Неделя высокой моды. Счет жизни СССР идет уже на месяцы, а советский модельер Юдашкин вынес на подиум яйца Фаберже.
Из выпуска новостей: «Кому это все надо, когда страна наша переживает такие сложности».
Корреспондент центрального телевидения в тот момент вряд ли представлял, что придет на смену СССР, и вряд ли предугадывал поворот к дореволюционному художественному наследию, в отличие от молодого Юдашкина, который чувствовал, как теперь говорят, тренды. Не зря места в первом ряду его парижского показа занимали такие легенды, как Ив
Пьер Карден, кутюрье: «У него много идей, он достойно представляет вашу страну. То, что мы видим сегодня, — это высокая мода международного класса».
Парижский успех коллекции «Фаберже» повлек показы Юдашкина по всему свету, а
Через пять лет Юдашкин был единогласно принят в Парижский синдикат высокой моды и с тех пор показывал новые коллекции практически ежегодно, напоминая всему миру о величии русской культуры и ее готовности не отставать от современного темпа.
Это был достойный ответ отцу — полировщику в издательстве «Правда», который был искренне изумлен, когда узнал, что Валентин после школы собрался изучать историю костюма. Этот предмет, а еще и макияж и декоративную косметику (оба с отличием) Юдашкин изучил в Московском индустриальном техникуме в 1986 году.
Откуда такая тяга к тяжелому древнерусскому люксу у жителя подмосковной Баковки? Валентин Абрамович объяснял это посещением храмов в том же Переделкине, которое стало одним из самых больших детских потрясений. Годы были антирелигиозные, но мать все равно иногда брала будущего кутюрье с собой. В храме в золоте окладов, среди ликов и солнечных лучей, пронзающих дым от кадила, в сознание художника входило живое русское, а отчасти и византийское искусство.
Коллекции Юдашкина всегда отличались роскошью, вниманием к деталям, любовью к драгоценным камням и тонкой вышивке. Дизайнер как будто суммировал все, что называется национальным искусством. Хотя его последняя коллекцию высокой моды, показанная в прошлом году в столичном парке «Зарядье», отличается простотой, но только на первый взгляд. Если присмотреться, то легкие светлый силуэты опять же отличает подробная работа с нюансами.
Валентин Юдашкин мог покинуть Россию еще 30 лет назад, магазины его модного дома открыты в ведущих столицах Европы и Азии, но он всегда сохранял исключительную преданность своей стране, несколько раз одевал наши олимпийские сборные, экспериментировал с военной формой и всегда призывал помнить о том, наследниками какой великой культуры все мы являемся. Это источник, который поможет справиться с любыми испытаниями.