Сегодня девятая годовщина трагических событий, вошедших в историю под названием одесская Хатынь. В 2014 году украинские радикалы устроили в городе жестокую расправу над активистами «Антимайдана». Когда те укрылись в Доме профсоюзов, неонацисты подожгли здание. Ответственность за это преступление так никто и не понес. В Европе в годовщину трагедии вновь идут митинги в память о жертвах националистов, но официальные власти ЕС продолжают поддерживать киевский режим и о расследовании даже не вспоминают. Одесситы помнят. Почему трагедия в одесском Доме профсоюзов спустя 9 лет остается без возмездия?
Жертв пожара в одесском Доме профсоюзов их близкие до сих вынуждены оплакивать тихо, скупо, про себя. В городе в этот день из года в год маршируют украинские неонацисты. Голоса очевидцев слышны все реже, прорываясь в коротких фильмах тех, кого не удалось запугать Киеву.
Нина Кочановская, очевидец событий 2 мая в Одессе: «Никто не знал, что государство будет убивать своих граждан».
Уверенные в том, что победителей не судят, киевские власти спустили убийства и поджог активистов «Антимайдана» на тормозах. Шестеро фактически случайных людей провели пять месяцев в СИЗО, еще около 30 человек под домашним арестом. Спустя 9 лет за гибель 48 одесситов так никто и не ответил. Между тем доказательства того, что Дом профсоюзов, где забаррикадировались сторонники движения «Куликово поле», забрасывали коктейлями Молотова радикалы, украинское телевидение транслировало в прямом эфире.
Сторонники «Антимайдана», развернув палаточный лагерь на Куликовом поле, хотели очевидных для нормальной жизни вещей: сохранить памятники, которые новые власти в Киеве начинали разрушать, официальный статус для русского языка и федеративное устройство. Митинги в Одессе начались сразу после госпереворота в украинской столице.
Второго числа под тем предлогом, что нужно готовиться к 9 Мая, новый одесский губернатор решил снести палаточный лагерь сторонников «Антимайдана». В это же время якобы на футбольный матч в город на автобусах и поездах привезли радикалов и неонацистов. А направил их на Дом профсоюзов, судя по записи, помощник одесского губернатора.
Оборона Дома профсоюзов началась в восьмом часу вечера. Фанаты и радикалы стали забрасывать его камнями и бутылками с зажигательной смесью. В итоге активисты движения «Куликово поле» оказались запертыми в горящем здании. Милицию, которая пыталась выставить оцепление, радикалы от Дома профсоюзов оттеснили, а тех, кто выпрыгивал их окон здания, добивали уже на земле.
Нина Кочановская: «Я поняла, что нас никто не спасает».
Обстоятельства расследования в Киеве засекретили. Зеленский, рвущийся в президенты, обещал, что роль центральной власти будет тщательно расследована, в частности, роли тогдашних министра МВД Арсена Авакова, и. о. президента Александра Турчинова и спикера Рады Андрея Парубия. Но следственная комиссия так и не собралась.
Накануне годовщины трагедии в европейских городах прошли митинги. Пока вспоминают жертв робко. Но европейцы, которые вышли на улицы, уверенны в том, что час возмездия все же наступит. Трагедия в Доме профсоюзов вошла в новейшую историю преступлений киевского режима как одесская Хатынь. Как бы ни старались заказчики расправы над одесситами, чудовищное преступление не забыто.