В Москве открылся «Дом винтажной музыки». Там посетители могут увидеть редкую винтажную аппаратуру: граммофоны, патефоны, радиолы, бобинные и кассетные магнитофоны. В общей сложности 400 аппаратов и три тысячи виниловых пластинок, которые заняли три тематических зала.
Многие предпочитают работать в наушниках или включив радио, но не Илья Рыболовецкий. Ему хватает той музыки, которую поют его старинные проигрыватели. Мастер по ремонту винтажной техники предпочитает аналоговое звучание.
Илья Рыболовецкий, коллеционер, реставратор: «Душа и жизнь в этих аппаратах. Настоящее аналоговое звучание, живой звук и, безусловно, атмосфера историческая. В моем понимании это маленькая машина времени. То есть вы слышите то, что слышали ваши бабушки, прадедушки, в оригинале, как оно есть».
Один из главных клиентов Ильи — Кристина Беленькая, собравшая одну из самых больших коллекций старинных проигрывателей. А все началось с большой любви к музыке и ее удивительным свойствам.
Кристина Беленькая, создатель и идейный вдохновитель проекта «Дом винтажной музыки»: «Музыка невероятно ассоциативна. Если хоть раз танцевали с любимой девушкой под определенную музыку, то и через 20 лет вы услышите и узнаете ее. Это влияет на нас всех и оставляет след».
На стеллажах «Дома винтажной музыки» можно найти поистине уникальные экземпляры, к примеру фонограф Томаса Эдисона — изобретение, которое перевернуло музыкальную индустрию. Это первый аппарат, который позволял записывать и воспроизводить звук. Модели более 120 лет, но она все еще может дать джазу.
Другой аппарат — из Великобритании, вручную оформленный в стиле китайской лаковой миниатюры. Первые образцы таких проигрывателей из лимитированной серии 1953 года помогли наладить дипломатические отношения с Поднебесной в сложный послевоенный период. Сложно сказать, что произвело больший эффект — оформление или уникальный по тем временам
В определенный момент коллекция достигла таких масштабов, что хранить ее дома не представлялось возможным, особенно в большой семье. Кристина с супругом воспитывают девять детей. Было принято решение создать музей, в котором любой желающий смог бы прикоснуться к истории музыки.
Английский проигрыватель начала XX века создавали специально для кораблей и поездов. Пружины, установленные между платформами, создают гидравлический эффект, что позволяет гасить скачки иглы во время качки. Фирменное отличие моделей марки Klingsor — струны, которые не влияли на звук, но влияли на продажи.
Раритетные проигрыватели в «Доме винтажной музыки» можно не только разглядывать, но и слушать. Разрешено даже прийти со своей пластинкой.
Кристина Беленькая: «В идеале надо было бы все под стекло и, пожалуйста, смотрите. Но без включения, еще раз подчеркиваю, это мебель. Это всего лишь красивые, но беззвучные бездушные предметы».
Большинство проигрывателей весьма габаритны, поэтому немалую популярность получили портативные модели. Одна из самых изысканных моделей, несмотря на скромный размер, может воспроизводить пластинки любых габаритов. Считалось, если мужчина возьмет такой с собой на свидание, он может быть уверен, что оно не будет последним.
Сложный проект создания «Дома винтажной музыки» удалось реализовать при поддержке Фонда культурных инициатив. Одним из главных критериев была уникальность. Музей — в числе крупнейших в мире, где собрано несколько сотен раритетной, а главное живой музыкальной техники.
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив: «Я обнаружил один аппарат, за который в
Теплый и ламповый звук, за который многие так ценят аналоговую технику, невозможно передать через телевизор, но зато у каждого есть возможность прийти в музей и сложить собственное мнение.