Мэр Москвы Сергей Собянин открыл Южный речной вокзал. На территории возродили навигацию и создали современное общественное пространство. Там будет работать выставка Музея транспорта Москвы, а на крыше откроют смотровую площадку и зону отдыха с шезлонгами.
Зданию Южного речного вокзала больше полувека, а выглядит оно совершенно как новое. Во время масштабной реконструкции здесь переделали многое, в том числе фасады и инфраструктуру. Впрочем, главное все же осталось — особая атмосфера.
Эдуард Кратюк, капитан корабля: «Это, наверное, моя жизнь. Я уже не представляю свою жизнь без флота и не представляю себя в другом месте».
В Южный речной вокзал вдохнули новую жизнь. Его обновляли два года. Рядом появились метро и парк развлечений. Само здание стало еще одной архитектурной доминантой столицы.
Сергей Собянин: «Вот дошла очередь до Южного порта. Полностью реконструировали, очистили акваторию, сделали набережную, пешеходные маршруты, благоустройство. В этом году начнется уже навигация, лайнеры будут ходить в 30 городов России. Москва восстановила оба свои порта: Северный и Южный. Столица стала портом пяти морей. Поздравляю с этим хорошим событием».
Теперь вокзал — важный транспортный узел. Возвращена главная функция — принимать и отправлять пассажиров. Маршруты прогулочных катеров доступны сразу после открытия навигации из двух точек — Южного речного вокзала и Северного, который уже работает с 2020 года. Его также отреставрировали. Была проделана впечатляющая по масштабу работа.
Сергей Собянин: «Мы не так давно отреставрировали Северный речной вокзал, который находился в руинированном состоянии очень много лет. Теперь это одна из самых привлекательных точек Москвы».
Система ГЛОНАСС, двигатель, корпус, программное обеспечение — все это российского производства. Круглый год речные электротрамваи могут бороздить водные просторы столицы. К тому же маршрут сделают регулярным от Автозаводского моста до Печатников. Перевозки интегрируют в систему московского транспорта. Катать пассажиров совсем скоро будут «Синички» — новые круизные лайнеры. В будущем их хотят перевести на беспилотное управление.
Максим Ликсутов, заммэра Москвы по вопросам транспорта: «В ближайшее время, примерно третий квартал этого года, Южный речной вокзал станет еще одной остановкой для наших самых современных в мире электрических судов, регулярного речного транспорта, который в сентябре мы планируем запустить. Это будет второй маршрут. Примерно в июне — июле будет первый запущен».
Южный речной вокзал расположен на левом берегу Нагатинской поймы. Но так было не всегда. За более чем 90 лет с момента открытия его несколько раз переносили. Первое здание Московского речного вокзала построили в 1932 году. Находилось оно рядом с Варшавским шоссе у Даниловского моста. Отсюда отправлялись теплоходы в сторону Оки, Волги и Камы. Накануне Великой Отечественной войны его перенесли на место нынешней Академии водного транспорта. В
Максим Лисов, директор филиала «Северный речной вокзал» ГУП «Мосгортранс»: «Это большое событие не только для Москвы — для России в целом, так как Южный вокзал посещают со всех регионов страны. Теперь мы можем не только туристам, но и москвичам, и гостям столицы показать, как работает транспорт».
Строители решили оставить некоторые узнаваемые элементы. Богини пяти морей стали еще современнее: потеряли в весе, сохранив привлекательность. Раньше скульптуры весили довольно внушительно — больше трех тонн каждая. С них сняли мерки и сделали новые, которые значительно легче. Каждая богиня весит теперь около 400 килограммов.
Сейчас на вокзале тестируют все системы, настраивают расписание, стартовала продажа круизов. Прогулочные катера появятся здесь с началом речной навигации.