Впервые в истории мировой атомной энергетики с одной из производственных площадок «Росатома» сегодня отгружены сразу два комплекта оборудования для АЭС, строящихся в Индии и в Китае. Это сообщение пришло на фоне заявлений из США и Великобритании о планах выдавить Россию из мировой атомной энергосферы.
К российской атомной энергетике подбирались давно, но останавливало несколько факторов.
Но страны G7 все же добрались до вопроса атомной энергетики. Например, Россия занимается проектами в Китае, Белоруссии, Турции, Индии, Египте, Венгрии и Бангладеш. «Росатом» заявляет, что на очереди еще 10 стран. Но G7 теперь берет курс на удар по мировым атомным связям России. Какую конкретную схему будут применять, пока неясно, но уровень риторики у министров иностранных дел G7 был жестким.
Издание Bloomberg пишет, что «атомные державы обещают вытеснить Путина с урановых рынков». Приводится заявление министра энергетики Великобритании о том, что «это соглашение будет использовано в качестве основы для полного вытеснения Путина с рынка ядерного топлива». Министр энергетики США про сотрудничество с Россией говорит, что «всем необходимо перестроить атомные цепочки, чтобы работать со странами, которые разделяют общие ценности».
Чуть раньше подобные статьи появлялись и в других западных изданиях. Например, Forbes пишет, что «эксперты заявляют о расширении влияния в мире российских атомщиков». Другие цитаты: «Российские лидеры рассматривают торговлю атомными технологиями как способ укрепления альянсов», «прокремлевский гигант „Росатом“ строит реакторы АЭС в разных странах не только для финансовых потоков, но и для политического влияния на десятилетия вперед».
Как оценивать эти угрозы для российской атомной промышленности?
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Введение санкций против российского ядерного топлива надо рассматривать как элемент нечестной мировой конкуренции. Понятно, что основная цель — выдавить российский продукт и заставить покупать американское топливо или европейское. Потолок цены? Этот инструмент они опробовали уже».
То есть пока под прицелом российское ядерное топливо. Если брать весь мировой рынок, то США там занимают около 10%. Примерно столько же Франция. Китай — 15%. Европейский консорциум Британии, Германии и Голландии — 20%. И «Росатом» занимает около 43% рынка мирового ядерного топлива для АЭС, то есть в совокупности больше, чем западные страны.