На освобожденных территориях идет восстановление мирной жизни. В Мариуполе быстрыми темпами строят дома и социальные объекты. Особое внимание уделяется общественному транспорту, в том числе трамвайному сообщению.
Наталья впервые с окончания боевых действий села за пульт управления трамваем. Она заметно нервничает и совершает несколько несвойственных ее опыту ошибок, так как за год простоя депо забыла инструкцию.
Наталья Молчанова: «Прям до слез! Когда тебя так вырвали из жизни, все это пережить. Нам говорили, что трамваи ходить уже не будут, а ты веришь, что поедем. И вот я еду! Гордость! Радость!»
Перед тем как отправить трамваи на улицы Мариуполя, электромашины проходят так называемую обкатку, вагоновожатые по очереди наматывают круги по территории, если выявляют
Ашмурат Муххамедджумаев, мастер депо г. Мариуполя: «Поменяли подшипники, меняем верхнюю часть, где повреждено, ремонтируем, смазываем, подготавливаем, к выпуску готовим, к покраске».
Вагоны произведены еще в Чехословакии, средний возраст
Станислав Грузднев, электрик, трамвайное депо г. Мариуполя: «Много вагонов мы уже сделали, они уже плавненько ходят на обкатке. Все зависит от неисправностей. Когда выявили неисправность вагона, устраняем, потом можем сказать, когда пойдет на линию».
В марте прошлого года вооруженные украинские формирования превратили мариупольское депо в настоящий укрепрайон: из вагонов сооружали баррикады, а само предприятие в площадку по ремонту бронетехники и склад боеприпасов.
Украинские артиллеристы несколько дней наносили по территории депо массированные удары. Сдавая позиции, они применяли излюбленную тактику выжженной земли. Михаил насчитал 54 отверстия только в кровле. С уходом ВСУ он вместе с женой охранял предприятие от мародеров.
Дмитрий Кобзев, сотрудник депо г. Мариуполя: «Жалко депо, столько лет стояло. Я тут с 18 лет работаю, для меня это вся жизнь. Ну, ничего, потихоньку восстанавливаем, дай бог питерские нам помогут, вообще все будет отлично. Я оптимист по жизни, я в этом уверен!»
За почти вековую историю, трамвайное сообщение Мариуполя останавливалось всего два раза, в 1943 году при отступлении немецких фашистов и в прошлом году во время освобождения города от националистических батальонов. Из 70 трамваев в депо обещают поставить на рельсы ровно половину, остальная часть восстановлению не подлежит.
Силами специалистов из
Среди пассажиров Натальи Молчановой пока только ее коллеги. Каждая из них, возможно, как и она, займет кабину водителя, чтобы почувствовать трамвай и услышать тот самый звонок.