Галеристы и коллекционеры сегодня проявляют интерес к творчеству художников-самоучек . Некоторым из них, чтобы взять в руки кисть, пришлось ждать целую жизнь, а кто-то внезапно понял, что не рисовать просто не может. Современных Пиросмани и Руссо сегодня можно встретить в разных уголках страны.
Для понимания наивной живописи, говорят профессионалы, не надо иметь докторскую степень по философии. Нужно сердце: оно все поймет. Недаром таких рисовальщиков любят дети и, кстати, профессионалы. Главный специалист России по наивному искусству объясняет, что вообще позволяет относить такие работы к искусству.
Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания: «Я всегда говорю: „Попробуйте“. Если возьмете лист и попробуете нарисовать, поймете, что даже простую фигуру непросто изобразить, а сделать картину еще труднее, чтобы это воспринималось как картина, а не раскрашенный кусочек холста».
Если в мире отсчет наивных художников ведут с Анри Руссо — таможенника, который взялся за кисть, то в нашей стране все начинается с Нико Пиросманишвили. Самоучка из Кахетии писал как дышал, не стараясь угодить и уж точно не подозревая, что его картины признают шедеврами и им будут подражать профессионалы.
Пиросмани полюбили за искреннюю непосредственность, цельность и чистоту, с которыми он оживлял черную клеенку, служившую ему холстом. Возможно, эти краски востребованы и сегодня, как и те, кто умеет ими пользоваться — художники, наивно увидевшие мир.