На днях 18 компаний из Великобритании решили навсегда перейти на четырехдневную рабочую неделю после шестимесячного эксперимента, который провела группа социологов. Они сделали вывод, что на четырехдневке сотрудники меньше выгорают, у них понижается уровень стресса, а увольнения и отпуск по болезни происходят гораздо реже. В эксперименте приняли участие сотрудники 74 компаний, но четырехдневку оставили лишь 18 из них.
Линда Грант, секретарь компании: «Пятница — это теперь для меня день, когда я могу делать то, что захочу. Как, например, сейчас — собирать мусор в парке».
Линда Грант — сотрудница британской компании, занимающейся вопросами экологии. Теперь она вместе с еще парой сотен своих коллег работает на один день меньше: четыре дня в неделю. Зарплата прежняя, сотрудники счастливы, директор рад не меньше.
Саймон Урселл, управляющий компанией: «Мы увидели, что люди повеселели. И мы также увидели, что усталости стало меньше. И сейчас мы можем подтвердить, что наша команда стала счастливее, мы меньше устаем, и мы зарабатываем больше денег. Это просто прекрасно».
Владелица ресторана Мария ввела «четырехдневку», и теперь она любимый начальник у 30 подчиненных. Сотрудники
Мария, владелица кафе: «Мы сократили рабочие часы и сохранили заработную плату. И что бы вы думали? Работоспособность выросла. Результаты сразу стали видны».
В дизайнерском бюро в Германии четверг — последний рабочий день. И так уже полтора года.
Марина Романова, проектировщик: «Не только я, но и мои коллеги чувствуют, что работают более эффективно. И меньше времени тратим на бессмысленные разговоры между собой. Мы работаем над проектами быстро и сосредоточенно».
Новость о том, что эксперимент с четырехдневной рабочей неделей идет хорошо, то и дело раздается в разных уголках планеты.
Но почему тогда ни одна страна полностью не перешла на такой режим? Выдержит ли экономика? И чем на самом деле четырехдневка может обернуться для нашего кошелька? С одной стороны, три выходных — это хорошо. С другой, если меньше работаешь, то меньше и получаешь?
Биджан Тавассоли, член левой партии Германии, научный сотрудник юридического факультета Гамбургского университета: «Модель, что мне представляется возможной и которую предлагают немецкие профсоюзы, предполагает одинаковую нагрузку по дням: в неделю часов выходит меньше, но заработная плата компенсируется. Можно, конечно, обсудить и небольшое уменьшение заработной платы. Значительное снижение делает такую модель бессмысленной, потому что инфляция на данный момент слишком высока. Многим уже сейчас не хватает своей заработной платы».
Биджан Тавассоли — преподаватель юридического факультета Гамбургского университета. По его словам,
Биджан Тавассоли: «20 лет назад от профсоюзов уже поступало требование о
Работник получает дополнительный день отдыха, работая по 10 часов вместо 5 рабочих дней по 8? То есть при сокращении трудодней увеличивается и продолжительность рабочего времени в каждом из них?
Биджан Тавассоли: «Если сократить часы, да еще и меньше платить работникам, то многие не смогут даже за жилье заплатить. Такой вариант не рассматривается. Предлагается четырехдневная неделя с восьмичасовым или девятичасовым рабочим днем, а может, в один день часов будет больше, а в другой меньше. Работать по десять часов четыре дня в неделю, насколько я знаю, никто не предлагает. В
Четырехдневка на практике чаще всего применялась для высших управленцев, которые использовали этот день не только для отдыха, но и для обдумывания рабочих планов. Также в пятницу обсуждать серьезные вопросы с представителями других компаний было уже невозможно — все уже с утра только и ждали середины дня, чтобы после обеда уехать из офиса. Реально последним днем недели давно стал четверг.
Эмпар Сориано, технический координатор центра по изучению рабочего графика при городском совете Валенсии: «Пока мы располагаем результатами и данными, полученными в других странах, например, в Великобритании. Выяснилось, что люди повысили свою производительность. Испытывают меньше стресса. Работающие люди говорят, что у них появилось больше времени и возможностей для соблюдения баланса личной жизни и работы. Наконец, показатели синдрома выгорания также снизились».
На этой неделе испанская Валенсия полностью перешла на четырехдневный рабочий график.
Эмпар Сориано: «Опыт, который был внедрен в Валенсии, не предполагает реального сокращения рабочего времени или заработной платы. С точки зрения рабочего времени мы будем работать на один день меньше. Но дело в том, что четыре праздничных дня перенесли на четыре понедельника подряд. Так что в этом смысле в эксперименте, проводимом в Валенсии, нет пока никакого применения в будущем».
Всерьез четырехдневку обсуждают и в Казахстане. Однако дальше обсуждений дело пока не пошло.
Екатерина Смышляева, депутат Парламента Республики Казахстан: «Сегодня в действующем законодательстве РК организация четырехдневной рабочей недели не запрещена. Работодатель по согласованию с работником может рабочую неделю сделать не
Специалисты подсчитали: приходя на работу, сотрудник вначале раскачивается, настраивается на работу. Дальше — пик трудовой деятельности в течение пары часов. После — перекур, обед. Потом — снова небольшой пик активности. К концу дня утомляемость увеличивается, продуктивность падает.
Александр Сафонов, профессор кафедры управления персоналом и психологии, проректор Финансового университета при правительстве РФ: «Если бы мы могли взять и в идеале отрезать период выхода на максимальную производительность, период снижения максимальной производительности — оставить пяти часов эффективного труда — это был бы тот механизм, который позволил бы сократить время пребывания человека на рабочем месте».
Удаленка во время пандемии показала: эффективно можно работать и из дома. Но ведь всех на сокращенный рабочий режим перевести не получится.
С точки зрения офисного клерка, программиста, работающего на удаленке, или дизайнера, выполняющего проекты между чашечкой кофе и стаканом свежего смузи, перейти на четырехдневку кажется вполне себе восхитительной идеей. Но вряд ли того же программиста устроит, если на четырехдневку перейдут дворники и перестанут мести улицы, коммунальщики не будут вовремя исправлять последствия аварий, а мусорщики не будут вывозить контейнеры по понедельникам. Вряд ли такие последствия и такой график устроят всех остальных.
Получается, четырехдневная рабочая неделя приведет к сокращению рабочих часов и в школах, и в детских садах и даже больницах? Так что теперь — болеть строго по графику?
Александр Сафонов: «Мы же не сможем с вами сказать населению: так, граждане, болеем только четыре дня в неделю, остальное держите при себе — свои болезни, обращения. Бригады хирургические, скорой помощи, они дежурят 24 часа в сутки семь дней в неделю. Есть безостановочные предприятия. Ни за год, ни за два эту проблему не решишь».
При всех плюсах и минусах четырехдневки на нее, может быть, стоит перейти хотя бы для того, чтобы не получилось, как в Японии, где после ухода на пенсию резко увеличивается количество разводов, потому что семейные пары начинают больше проводить времени друг с другом. Что, если четырехдневный рабочий график — это еще и возможность получше присмотреться друг к другу?
Все выпуски передачи «Центральное телевиденеие».