В Свердловской области введен особый пожароопасный режим с запретом на посещение лесов. За сутки там ликвидировали девять природных пожаров из 14. Готовятся к пожароопасному периоду и в Красноярском крае: в лесах устанавливают дополнительные системы мониторинга, а сотрудники Лесоохраны отрабатывают профессиональные навыки на тренировочных площадках.
У лесных пожарных еще есть время на профилактику: автопатрули ездят по селам, пожарные рассказывают жителям и школьникам о своей профессии и о том, как люди могут им помочь. Говорят, это работает.
Юрий Крапивин, начальник Ермаковского авиаотделения: «Количество сообщений о возгораниях от местного населения просто в разы увечилось, обнаружение пожаров идет у нас быстрее, люди сообщают, мы выезжаем и тушим».
В прошлом году пожары на юге Сибири полыхали с начала апреля: сухая погода, ураганный ветер, с травы пламя быстро переходило на лес и дальше к населенным пунктам.
В этом году минусинская лесопожарная станция увеличила свой штат почти на треть, ожидают еще подкрепление. Есть тревожные предпосылки: если раньше снег на юге Сибири лежал до мая, теперь уже в апреле его нет. Любители шашлыков активизируются раньше, и у пожарных каждый день — дозор.
Настоящей работы в полях сейчас немного, но готовиться к ней пожарные начинают еще зимой: восстанавливают физическую и рабочую форму. Для одних это прыжки с парашютом, для других — тренировочные спуски с вертолета и вышки.
Все чаще лесным десантникам помогает техника: беспилотные самолеты, квадрокоптеры есть на вооружении у лесоохраны и лесничеств для мониторинга обстановки. И во время пожаров они выручают.
В Иркутске институт
Пока же лесникам проще ловить не молнии, а нарушителей — они были и будут даже в районах, сильно пострадавших от огня. В прошлом году в Красноярском крае было назначено около 500 штрафов — в основном, владельцам участков, где горела трава. Зачинщиков лесных пожаров задержали всего 10 — поймать их сложно, а доказать вину еще сложнее.