Валютный контроль должен защищать РФ от санкционного давления, поэтому полностью его убрать невозможно, сообщила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме.
Полностью убрать меры валютного контроля сейчас невозможно, он должен защищать РФ от санкционного давления, сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в Госдуме.
«Многие депутаты нас спрашивали, не беспокоит ли нас отток капитала в этих условиях. Надо понимать, что это же не деньги, потерянные для российской экономики, заметная часть той валюты, которую наши компании и граждане держат за рубежом, это обслуживание внешнеэкономических операций. Санкции затрудняют трансграничные платежи для нас, и таким образом эта проблема решается. Именно поэтому валютный контроль должен и защищать от санкционного давления, и одновременно как можно меньше мешать внешнеэкономической деятельности. К такому балансу мы и стремимся».
ЦБ РФ в начале марта 2022 года на фоне западных санкций запретил покупку наличной валюты физическими лицами и ограничил ее выдачу с действующих вкладов суммой 10 тыс. долларов сроком на полгода — с 9 марта по 9 сентября 2022 года. Затем Банк России дважды продлевал эти ограничения на полгода — до 9 сентября 2023 года. Также Банк России продлил до 30 сентября 2023 года ограничения на перевод средств в зарубежные банки для физических лиц. Кроме того, в марте 2022 года президент РФ Владимир Путин своим указом запретил вывозить из России наличную валюту в сумме более 10 тыс. долларов.
Глава ЦБ также отметила, что обменный курс рубля, который сдерживал инфляцию в 2022 году, сейчас, видимо, будет иметь проинфляционное влияние.
«Наши решения по ДКП, по ключевой ставке, ориентируются на то, каким темпом растут цены сейчас, каким темпом они будут расти в предстоящие месяцы, каковы инфляционные ожидания населения и бизнеса. А здесь картина сейчас несколько более проинфляционная, чем была во второй половине прошлого года. В части внешних факторов — экспорт сдерживают санкционные ограничения. Обменный курс, который сдерживал инфляцию в прошлом году, в этом году, видимо, будет вносить проинфляционное влияние», — сказала она.
Набиуллина указала на наличие «нехороших» тенденций на рынке ипотеки. Возможно, потребуются законодательные решения для регулирования этого рынка.
«С кредитованием дела обстоят достаточно благополучно. Ипотека выросла на 20%. Сама по себе цифра нормальная, это не слишком быстро, не перегрев, как в 2021 г., когда рост бы на 30%, и не стагнация, конечно же. Но внутри ипотечного портфеля есть нехорошие тенденции. С помощью так называемых ипотек с кешбэком, под 0% и так далее. Этот маркетинг маскирует завышение цен на жилье для заемщиков и рискованную ипотеку — с низким первым взносом, залогом по завышенной цене — для банков», — указала Набиуллина, выступая в Госдуме.
Она напомнила, что сейчас регулятор принимает макропруденциальные инструменты для регулирования на рынке ипотеки, однако, возможно, «придется действовать более радикально и нужны будут законодательные решения», чтобы полностью пресечь подобные маркетинговые схемы.
По материалам: ТАСС