Освоение космоса перестало быть задачей исключительно государства. По всему миру коммерческие компании запускают спутники и ракеты, а затем анализируют полученные данные. Подобные организации есть и в России.
Если слушать отчеты, частный коммерческий космос в России — это очень своеобразная вещь. С одной стороны, на рынке действуют уже несколько десятков компаний, которые проектируют и строят спутники. Но большинство из них работают со спутниками малого и сверхмалого класса. Кроме того, главным образом частные космические проекты — образовательные. На такие программы легче найти деньги.
Ольга Гершензон, сооснователь, заместитель генерального директора компании «Лоретт»: «Сейчас на уровне нулевого самого начального финансирования очень хорошо работает фонд содействия инновациям, которые дают гранты в рамках программы „Дежурный по планете“, в которой запускаются маленькие кубсаты. Это помогает росту маленьких компаний, а дальше происходит мертвая зона, когда надо переходить к коммерциализации результатов и к
Ситуация, когда Россия больше не может получить данные с западных космических спутников, возникла не вчера. А существующих отечественных спутников и открытых данных недостаточно.
Валентин Уваров, заместитель председателя экспертного совета по совершенствованию законодательного регулирования космической отрасли при комитете СФ по экономической политике: «Есть области, прежде всего связанные со спутниками, с данными, связью, интернетом, данными дистанционного зондирования, климатическими наблюдениями, и так далее. Здесь потребность очень высокая, и частники могли бы в этой сфере приложить свои усилия. И они идут в этом направлении».
Например, для Северного морского пути нужны в реальном времени мониторинг погоды и ледовой обстановки, данные системы идентификации судов. Значительную часть этой информации получали с иностранных спутников. Нужно замещать своими. Тем более что примеры успешных запусков есть.
Надо понимать, что полутриллионная дорожная карта развития космических систем до 2030 года включает не всех частников, а только несколько крупных компаний, чьи компетенции были подтверждены «Роскосмосом» и которые часть расходов возьмут на себя. Оставшиеся «за рамками» компании обещают выстраивать свою собственную стратегию, пока без расчета на госбюджет.