Обычная борьба скоростных дронов на гоночной трассе напоминает кадры из научно-фантастического фильма. Устройства могут лететь со скоростью до 140 километров в час, а некоторые самоделки достигают и немыслимых 400. Их называют беспилотниками, внутри действительно никого нет. Но пилоты есть. Они мчатся, не сходя с места. Сейчас же оператор дрона, даже если не говорить о военных применениях, одна из самых востребованных и даже дефицитных специальностей.
Сергей Александров с детства увлекался авиамоделированием. Теперь он уже 10 лет управляет коптером на прямых трансляциях спортивных состязаний, например, на автогонках. Но особые воспоминания связаны с футболом.
Сергей Александров,
Евгений Герасимов, руководитель беспилотной авиации
Взгляд с высоты птичьего полета значительно ускоряет поиски, особенно с хорошей камерой, через которую зимой, например, можно разглядеть еще не засыпанные снегом следы пропавшего человека.
Евгений Герасимов: «По этим следам, почти год назад успели спасти девочку, которая в лесу два дня провела, почти не пострадала. Небольшое обморожение нижних конечностей, но нашли живую, спасли».
В этом году Евгений стал использовать коптер с тепловизором, который показывает инфракрасное пятно от человека. Так поиск стал еще эффективнее. Спасатель доволен. Дроны — его давнее хобби, а тут оно приносит пользу.
Организатору шоу дронов Евгению Буфетчикову тоже нравится то, что он делает. И тут, по его мнению, многое даже сложнее, чем у коллег. Уже несколько лет команда Евгения рисует в небе живые фигуры с помощью заранее запрограммированных коптеров со светодиодами, а радиоуправляемые дирижабли становятся фишкой многих концертов.
Евгений Буфетчиков, организатор шоу дронов: «Пилот, который летает на радиоуправляемой фигуре, должен понимать всю красоту номера, в какой момент фигура какой оборот должна сделать. Он должен сливаться с этим номером и с выступлением воедино. Режиссеры очень придирчиво обычно относятся к моментам, где должна какая фигура находиться».
Вопрос: где же всему этому учат? Почти все герои сюжета познали профессию самостоятельно методом проб, ошибок и трат на разбитые дроны.
Владимир Рыжков, инструктор пилот дирекции «Аэромобильность» МАИ: «Я учился очень давно, шесть с половиной лет назад я начал летать. Тогда не было ни курсов, ни преподавателей, ни дронов, ни симуляторов. Поэтому, наверное, первые полтора года я разбивал дроны о деревья. В то время дроны при столкновении с любым препятствием падали и загорались».
Сейчас, к счастью, все проще, можно даже пройти трехмесячные
Алексей Ежов, руководитель образовательных отделов дирекции «Аэромобильность» МАИ: «На рынке подобные программы начинаются от 50 тысяч рублей. Минимальная программа у нас составляет 36 часов, а максимальная программа порядка 140 часов».
Студенты Московского авиационного института Иван Бояринов и Павел Пестов показывают, чему их научили. Под руководством Ивана взлетает мощный беспилотник с массивной видеокамерой. Он пробует захватить ведро с камешками для аквариума весом 200 граммов и перевезти его в другую точку. Сначала все выходит не очень гладко, так как мешает погода, пальцы мерзнут, но пилот все же справляется. Павел управляет скоростным дроном, собранным вручную. Картинка транслируется в очки, человек все видит так, как будто находится на борту.
Тут свои сложности: модель простая, качество видео не очень, плюс порывы ветра могут приводить — и регулярно приводят — к падениям. Без практических тренировок в этой учебе никуда, но потом хороший оператор дрона может найти весьма высокооплачиваемую работу.
Илья Варакин, эксперт по подбору персонала: «Если говорить про операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) специального назначения, например, службы спасения или документации новых пространств, картографии, то здесь профессия сугубо закрытая, которая облагается специальными сертификатами, лицензиями, поэтому уровень зарплат там отталкивается от 100 тысяч рублей и выше».
Обычная съемка с дрона, например, свадьбы, может приносить
Дмитрий Куликов, директор ассоциации малых авиационных предприятий: «Чтобы начать полеты, нам нужно поставить на учет беспилотное воздушное судно. Это требует закон. У нас есть 10 дней с момента покупки до момента учета. Дальше нам нужно застраховать наше беспилотное воздушное судно, нашу ответственность перед людьми, нужно подать заявку на полет, после чего воздушное пространство будет для нас открыто».
Интересно, а сможет ли беспилотный летательный аппарат
Данила Медведев, прикладной футуролог: «Я уверен, что для простых задач, доставки
Уже есть примеры, когда искусственный интеллект превосходит человека в пилотировании. В Цюрихском университете в Швейцарии устроили гонку: два опытных оператора против алгоритма, вычисляющего оптимальную траекторию полета. В итоге многолетний стаж проиграл точным расчетам компьютера, который привел дрон к финишу быстрее на целых полсекунды.
Для гонок, где все решают порой сотые доли, это оглушительный успех. Тем не менее
Все выпуски программы «Чудо техники».