В Израиле на этой неделе многотысячная толпа митингующих перекрыла главный въезд в Иерусалим и осадила Кнессет. В Германии случился транспортный коллапс из-за крупнейшей за последние 30 лет забастовки. Профсоюзы, требуя повышения зарплаты, на целый день остановили работу аэропортов и железных дорог. А горячее всего сейчас во Франции. Горящие автомобили, разбитые витрины, столкновения с полицией. Если судить по телевизионной картинке, то может сложиться впечатление, что страна балансирует на грани гражданской войны. Там на смену изрядно пошумевшим в свое время «желтым жилетам» пришли более агрессивные и радикальные погромщики, объединившиеся в движение «Черный блок».
Всю эту неделю мир увязал в протестах. Десятки тысяч митингующих французов выступили против скандальной пенсионной реформы. Французская жандармерия больше не церемонилась. В ход шли дубинки и слезоточивый газ. И, кажется, для диалога вовсе не осталось места.
В Германии профсоюзы, похоже, готовы схватить правительство за горло. Там устроили крупнейшую забастовку работников транспорта за последние 30 лет. 350 тысяч человек вышли на улицы с требованием повысить зарплаты и улучшить условий труда.
В Израиле протестующие перекрыли один из главных въездов в
Вызвавшая недовольство судебная реформа правительства Нетаньяху расширяет полномочия кабинета министров по отбору судей Верховного суда. И не только. Часть израильтян считает, что правительство, в котором доминируют ультраправые и религиозные партии, стремятся ограничить власть Верховного суда и обрести больше влияния на процедуру назначения судей, наложению вето на принимаемые законы. Все это, по их мнению, открывает прямую дорогу к диктатуре.
Бунтующая Франция, неспокойный Иерусалим и бастующая Германия. Казалось бы, все эти протесты разные. Одни — против пенсионной реформы, другие — против судебной, а третьи — просят поднять зарплаты. Но что тогда в них общего? И чем они связаны между собой?
Барон Ричард Бэлф — член палаты лордов парламента Великобритании. Он внимательно следит за тем, как лихорадит мир на этой неделе. Про его словам, на фоне антимакроновских пенсионных протестов Франция не «левеет», как можно было ожидать, а «правеет». По сравнению с ноябрем, рейтинг «Национального объединения» Марин Ле Пен вырос на 5%.
Ричард Бэлф, член палаты лордов парламента Великобритании, консерватор: «Мы склонны думать, что правые — для богатых, левые — для бедных, но, боюсь, это перестает соответствовать действительности. Дело в том, что правые партии во Франции, в Польше и отчасти в Британии и Турции представляют бедняков — сельскую бедноту и городскую бедноту в невиданном за многие годы масштабе».
На смену «желтым жилетам» во Франции пришел«Черный блок» — радикальные возмутители спокойствия, которые одеты во все черное, прикрывающиеся повязками на лицах, чтобы их не распознали камеры наблюдения.
Ричард Бэлф: «Почему французы протестуют? У французов долгая история протестов, они хорошо известны своим умением выходить на улицы чуть что! В этом сильно отличаются от граждан Великобритании и Германии. Обратите внимание, по какому поводу они это делают: пенсионный возраст повысили с 62 до 64 лет. Вот в Великобритании он уже составляет 67 лет, но никто не протестует, ведь увеличилась и продолжительность жизни».
Орит Галили — израильский политолог и бывший медиаконсультант Биньямина Нетаньяху. По его словам, судебная реформа в Израиле — лишь вершина айсберга. На протесты в стране выходят не только по этой причине.
Орит Галили, политолог: «Идет столкновение с усиливающимися ультраправыми движениями по всему миру. Мы наблюдаем это во Франции, Италии, Скандинавии. Мы наблюдаем картину, при которой левый либерализм после Второй мировой войны прочно обосновался в политике. И вдруг в XXI веке его настигают ультраправые. Вдобавок есть ситуация сильной неопределенности в западном обществе. Люди ищут путь, как выразить себя в процессе демократического кризиса. И поэтому они выходят на улицы. Выясняется, что принципы демократии больше не срабатывают».
По словам Галили, мир подошел к переломному моменту, когда демократия разрушает демократию.
Орит Галили: «Будущее демократии туманно
Но найти общую модель для двух миров — Запада и Востока — никак не выходит. Президент США Джо Байден, комментируя протесты в Израиле, призвал Нетаньяху отказаться от планов по продвижению судебной реформы.
Биньямин Нетаньяху,
В Париже, желая потушить французские пожары, президент Эммануэль Микрон только разжигает пламя еще больше, предлагая снизить потребление воды во всех секторах экономики на 10 процентов. С целью избежать криза
Ричард Бэлф: «Макрон у власти второй, последний свой срок, нового не будет. Переизбраться он не сможет, поэтому он и затевает пенсионную реформу, которую он наметил еще в самом начале своей кампании в борьбе за пост президента Франции. Президент Франции — фигура почти королевская, но их время ограничено, все понимают, что и дождь однажды закончится, и в отношении Макрона это уже все хорошо понимают».
В 2010 году прошли самые громкие протесты десятилетия — «арабская весна». Главной причиной, почему тогда вспыхнул весь Ближний Восток, называют засуху, которая привела к неурожаю. Взвинтившиеся цены привели к массовым волнениям. Вот и сейчас, по мнению Ричарда Бэлфа, причина банальна — мировой экономический кризис.
Ричард Бэлф: «Главная причина повышения количества протестов по всему миру заключается в снижении уровня жизни людей при повышении инфляции. Я думаю, что во многих случаях люди в разных странах чувствуют, что их правительства их просто не понимает».