США на новости о размещении тактических ядерных зарядов в Белоруссии отреагировали на удивление спокойно. В Пентагоне заявили, что реальных намерений со стороны России применить ядерное оружие пока не видят, а Джо Байден выразил дежурную обеспокоенность, заявив: «Они еще не сделали этого, если только ничего не произошло, пока я был в вертолете. Но, безусловно, я этим обеспокоен». Чуть раньше координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Джон Кирби заявлял, что США не намерены вдаваться ни в какие гипотетические сценарии того, что Россия может разместить свои ядерные вооружения в Белоруссии.
Не прошло и пары месяцев с тех пор, как Лондон пообещал Киеву танки Challenger 2, как 60 тонн британской брони уже рассекают по степям Украины. Министр обороны Резников проводил
Чарльз Купчан, бывший советник Белого дома по вопросам безопасности в Европе: «Изменения в расстановке сил, переброска ядерного оружия, возможное его применение в зоне боевых действий или в непосредственной близости от нее — все это довольно опасные маневры, которые куда больше направлены на потенциальную эскалацию».
Илья Кива, депутат Верховной рады IX созыва: «Вот мы здесь прекрасно понимаем, что Варшава и 60 секунд. Но невозможно сегодня рассматривать существующее противостояние НАТО и России без Украины. И до центра принятия решений здесь тоже секунд 40. Смотрите, мы Рубикон перешли, экватор достигнут. В этой истории мы первый раунд выстояли, теперь второй раунд. И он будет идти по нашим правилам».
Когда Путин в субботу объявил о размещении тактического ядерного оружия в Белорусии, казалось, эту тему прокомментировали все, начиная от Вашингтона и заканчивая Китаем. И только Александр Лукашенко всю неделю хранил загадочное молчание, как будто все и так уже было сделано и сказано. Ведь «Искандеры» на боевом дежурстве в Белорусии стоят уже декабря, а с апреля начнут обучать летчиков для полетов на переоборудованных под ядерное оружие самолетах.
С одной стороны, нейтралитет Минска и его безъядерный статус канули в Лету еще год назад — после поправок в белорусскую Конституцию. Возможно, с этим связана сдержанная реакция Вашингтона. По факту только Брюссель пригрозил очередными санкциями. С другой стороны, объявив на этой неделе о послании к народу, Лукашенко заставил гадать о том, какую кузькину мать он покажет Западу. И вот 2500 человек ждали, когда откроются двери в зал, а на сцене появиться белорусский президент. В одной очереди в буфет томились и передовики производства, и чиновники, и даже те, кто не, выдержав мхатовской паузы белорусского лидера, на этой неделе рисовал картины апокалипсиса.
Григорий Азарёнок, журналист: «Мы же не к этому стремимся, не к этому. Более того, мы в 1991 году разоружились и сказали: давайте жить дружно. А они нас обманули, мерзкие сволочи, поэтому сейчас они должны бояться, должны бояться нашего ответа. Посмотрите, как у них поджилки трясутся, все неделю они скулят и плачут».
Министр иностранных дел попросил журналистов подойти чуть позже, министр обороны сообщил, что все всё услышат от президента. Начальник Генштаба промолчал. Похоже, что дипломаты и люди в погонах, в отличие от горячих белорусских телеведущих, умеют держать язык за зубами. Лукашенко с ходу дает понять, что готов пойти и дальше и, помимо тактических ракет, разместить в Беларуси еще и стратегические.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Я отдал неделю назад распоряжение военным немедленно восстановить площадки, на которых были размещены с ядерными боеголовками „Тополя“. Я не пытаюсь
Действительно, после Карибского кризиса Белоруссия была самой вооруженной республикой СССР. «Тополя», размещенные в здешних лесах, больше четверти века назад могли вознести гигантский ядерный гриб над всей Европой. Однако, перековав в
Тактическое ядерное оружие — это все же не «Тополя» с их мощностью, дальностью и размерами, которые нужно было хранить в огромных ангарах. И хотя обслуживание, а в случае чего и запуск ракет ложится на плечи белорусов, очевидно, что этот ударный кулак Минска будет под контролем Москвы, как, например, Вашингтон это делает в Европе. Но не станет ли это шагом к еще большей эскалации?
Юрий Воскресенский, белорусский политик: «Когда орудие
Но значит ли это, что, потеснив с первых строчек новости c фронтов, тактическое ядерное оружие России заставило Запад
Илья Кива: «Энергодар и атомная электростанция — вот цель террористического преступного режима Зеленского. Именно эта задача сегодня стоит перед группировкой, которая Западом была хорошо подготовлена, и именно этот план был согласован Пентагоном, что впоследствии сможет сохранить наступающих. Ну, потому что никто не будет обстреливать атомную станцию из тяжелого оружия, потому что это грозит ядерной катастрофой. И они будут именно этим терактом заставлять Путина сесть за стол переговоров».
Пока все гадали, будет ли Запад отвечать Москве повышением ставок, ответ прозвучал, причем оттуда, откуда его совсем не ждали. Венгерский премьер Виктор Орбан, считающийся чуть ли не последним другом Москвы в Европе, вдруг неожиданно заговорил о миротворцах. Свои предложения высказал и Минск.
Александр Лукашенко: «Остановиться надо сейчас, пока не началась эскалация. Попробую рискнуть предложить остановить боевые действия, объявить перемирие без права перемещения группировок войск и переброски оружия и техники. Если Запад опять использует это время для обмана, то Россия будет обязана использовать всю мощь армии, и обедненный уран, и обогащенный уран. Военные меня поймут».
Следующий шаг за Москвой. Возможно, на то, каким он будет, как раз и намекнул Александр Лукашенко.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».