В тоннелях московского метро работают больше 30 проходческих щитов, каждый из которых носит женское имя. Это стало уже традицией нарекать мощные машины, которые прокладывают перегоны подземки, именами представительниц прекрасного пола.
На заре метростроительства тоннели прокладывали вручную. Для работ только на первой линии привлекали порядка 80 тысяч человек. Все изменилось с появлением тоннелепроходческих комплексов. В силу габаритов проходческий щит собирают уже под землей. Машинистов комплексов называют пилотами. Как и летчикам, им часто приходится идти по приборам. При этом максимально допустимое отклонение от маршрута — 5 сантиметров. Огромный состав приводит в движение головная часть. Отделение, усеянное серебристыми поршнями, называют юбкой, что очень символично, учитывая традицию давать проходческим щитам женские имена.
Традицию давать
Надежда Романова, машинист башенного крана АО «Мосметрострой»: «И „Электрозаводская“, и „Селигерская“, и „Окружная“ — сейчас едешь в метро по этим станциям и чувствуешь гордость за то, что в этом участвовал».
За искреннюю любовь к профессии отметили и руководителя
Еще один комплекс получил свое имя в честь Инны Зомберг — она заведует правовыми вопросами. На первый взгляд строгий юрист раскрывается совсем с другой стороны, когда говорит об именном щите.
Инна Зомберг, заместитель генерального директора АО «Мосметрострой» по правовым вопросам: «Нас пригласили на старт щита, и потом, когда щит закончил проходку, вот эти два дня красной нитью в истории моей работы долгой отложились. Наверное, это все, что я могу сказать, потому что эмоций много и они переполняют».
Добавить к бездушному номеру женское имя — это не только способ отметить заслуженных работников, но и попытка немного скрасить тяжелый проходческий труд.
Инна Зомберг: «Для меня это как полет в космос. Когда космонавта отправляют в полет, он становится обособленным от всего человечества и очень сильно скучает по дому, по родным и близким. Так и наши ребята, которые осуществляют проходку. Мне кажется, это невероятный
История знает случай, когда проходческий щит пытались назвать мужским именем. Но такая тенденция не прижилась.
Сергей Жуков, генеральный директор АО «Мосметрострой»: «Более 10 тысяч человек работает в Московском метрострое, и более 20% из них — женщины. На наш век с коллегами не хватит столько проходок, чтобы каждой дать это имя. Достойных много, выбираем лучших».
Московские проходческие комплексы работают и за пределами столицы. Сейчас в Самаре Мосметрострой приступает к строительству двух тоннелей. Щит уже доставлен и монтируется, но имени еще не получил. В чью честь его назовут, пока остается секретом.