Лидеры стран Евросоюза собираются обсуждать на саммите в Брюсселе помощь Украине, но в повестке много и других тем, ведь в ЕС немало внутренних проблем, прежде всего, экономических. Для Брюсселя один из важнейших пунктов план перевода экономики на «зеленую» энергию.
Саммит глав ЕС все больше становится похож на собрания страдающих зависимостями — от зарубежного газа, от третьих стран по некоторым видам сырья и от экологических законов Евросоюза, которые не дают в полной мере использовать мирный атом.
Урсула фон дер Ляйен, председатель ЕК: «Как вы все знаете, на сегодняшний день Европейский союз зависит от импорта стратегического сырья из нескольких стран. Приведу всего несколько примеров, с общей картиной вы знакомы. Мы получаем 98% поставок редкоземельных металлов, 93% магния и 97% лития из Китая».
Цена «зеленого» перехода для Европы сейчас неподъемная. Но меры надо или предпринимать, или декларировать. К 2030 году зависимость от поставок любого стратегического сырья из
Валдис Домбровскис, Европейский комиссар по вопросам торговли: «Наш континент не обладает большими ресурсами. Внутренние поставки обеспечат лишь часть необходимого нам сырья. В отношении многих ресурсов мы в значительной степени зависим от небольшого числа партнеров, иногда только от одной страны. Это не стабильный и не надежный способ построения промышленности будущего. Поэтому нам срочно нужна диверсификация».
Пример подает Германия. Канцлер Шольц уже демонстративно отвернулся от России, собирается искать, в том числе в Австралии, замену полезным ископаемым и прекурсорам для фармацевтической промышленности из Китая. И тактично умалчивает о том, что немецкие промышленники бегут из страны, не желая втридорога покупать американский СПГ, чтобы не разориться.
Интересны формулировки некоторых западных СМИ, которые пишут о переориентации рынков. Они говорят о том, что Министерство экономики ФРГ ищет способы заставить немецкие компании обратиться к другим азиатским государствам. В самой же Европе против Германии тоже зреет негласный бунт. Немецкое правительство обвиняют в том, что оно рушит климатическую повестку. Немцы, как впрочем и итальянцы, пока блокируют запрет на продажу в Европе машин с двигателями внутреннего сгорания. Полностью отказаться от бензиновых моторов европейцы собирались к 2035 году.
Урсула фон дер Ляйен: «Центральным элементом „зеленого“ курса являются два правовых акта. Один из них — это закон об
Министр экономики Германии ставит на водород. Приморские страны надеются на ветряки. Но ветра переменчивы, в Северной Атлантике, например, скорость ветра снижается последние 40 лет. Французы не прочь продолжить эксплуатировать мирный атом. Еще в начале прошлого года Еврокомиссия утвердила перечень «зеленых» источников энергии куда, как раз вошли атом и газ. Стабилен и высокий спрос на эти источники энергии, несмотря на все попытки искусственно ограничить его политическими инициативами.
Валдис Домбровскис: «Переговоры направлены на то, чтобы максимизировать нашу способность получать доступ, обрабатывать, очищать, перерабатывать и использовать критически важное сырье. К 2030 году наши показатели должны быть не менее 10% внутреннего спроса на разработку и добычу, не менее 40% на очистку и обработку, 15% на переработку».
Пока все к чему пришли европейские лидеры, так это к пониманию того, что оказывается они были наивны, когда покупали по выгодным ценам российский газ. Когда поняли, что почти все редкоземельные металлы получают из Китая. А развитие альтернативной энергетики по разным причинам забуксовало. При этом каждый эксперт скажет, что без ископаемых ресурсов «зеленый» энергопереход в принципе невозможен.
Алексей Прокин