Массовые беспорядки охватили этой ночью многие города Франции после того, как парламентской оппозиции не удалось вынести вотум недоверия правительству. Всего девяти голосов не хватило депутатам для того, чтобы отправить в отставку кабинет министров, утвердивший крайне непопулярную пенсионную реформу без голосования в Национальной ассамблее.
В Париже, Лионе, Ренне и других городах тысячи возмущенных манифестантов вышли на улицы и начали громить витрины и поджигать мусорные баки. Полиция жестко разгоняла протестующих. Только в столице ночью были арестованы почти 2,5 тысячи человек.
Шарль Фурнье, депутат Национального собрания Франции: «Против вотума недоверия оказалось всего девять голосов, но это только начало. У нас абсолютно нелегитимное правительство, и, очевидно, мы должны продолжать оказывать на него давление. Есть различные парламентские инструменты, которые мы можем использовать: референдум, апелляции. Это правительство, которое в нынешней ситуации больше не может управлять страной, поэтому именно давление общественности и „голос улиц“ будет решающим».
Депутаты от оппозиции уверены, они воплощают политическую волю народа. Правительство же эту волю пытается подавить, причем инструментами, которые некогда ему дали сами парламентарии. Пенсионный возраст кабинет Элизабет Борн поднял без голосования, воспользовавшись статьей 49.3 конституции Франции.
Элизабет Борн,
Эльза Фосийон, депутат Национального собрания Франции: «Только несколько голосов отклонили вотум недоверия, и что, прежде всего, я вижу, что большинство населения против этой реформы. Не было даже большинства в парламенте, потому что если бы большинства удалось достичь, то правительству не удалось бы „протащить“ эту реформу».
Вопрос в том, устоит ли теперь нынешнее правительство. Лидер фракции «Национального объединения» во французском парламенте Марин Ле Пен заявила, что кабинет министров после голосования ослаблен. А министры плохо представляют, что происходит в стране.
Улица расходиться по домам не собирается, Макрон, заваривший эту кашу, пока молчит. А кроме сравнений нынешнего президента с обезглавленным французской революцией Людовиком XVI, на политической трибуне все чаще звучит имя другого исторического деятеля — Шарля Де Голля — и призывы вернуться к идеям голлизма. То есть к тем временам, когда окончательно оформилась современная модель социальной защиты населения.
На улицах сегодняшней Франции — участники Красного мая 1968 года. Старые лозунги тех времен, когда французская молодежь требовала
Те события разворачивались в годы небывалого экономического процветания Франции. И все же Шарль де Голль через год был вынужден уйти в отставку. Генерал был социальным оптимистом, он ставил во главу своей политики доверие народа. А Макрон — оптимист европейский, его реформы направлены на углубление евроинтеграции.
Что Макрон понимает твердо, и во Франции это ни для кого не секрет, так это интересы капитала. Чтобы заинтересовать инвесторов, в стране отменили
Теперь же все новых расходов и без того дырявого бюджета требуют от Франции союзники по НАТО и друзья Макрона в Белом доме. Будут, конечно, апелляции. Но Макрон, настойчиво сворачивая социальные программы и отменяя социальные гарантии, похоже, окончательно выбрал сторону.