Изучение ДНК продолжается с XIX века, до сих пор эта область исследований остается актуальной. С помощью анализа молекулы, которая хранит наследственную информацию, ученые могут определить предрасположенность к заболеваниям, а также выявить врожденную склонность к спорту. Сейчас все чаще стали говорить о том, что генетический тест поможет определиться и с будущей профессией.
Генеалогическое древо краеведа Игоря Махтева раскинуло свои ветви в старинном самарском особняке, который недавно удалось спасти от забвения. Эту же цель Игорь преследовал, когда взялся изучать свой род, впервые раскрыв ревизские сказки.
Игорь Махтев, краевед: «Я просто заинтересовался, решил узнать, откуда взялась фамилия. Переселенец из Германии, некто Махт».
За годы работы с архивными документами Игорю удалось пробраться сквозь вековые дебри и найти примерно тысячу предков. Но корни, и это Игорь твердо знал, находились глубже. Чтобы расширить поиск, потребовался анализ ДНК. Так информация о геноме самарского исследователя оказалась в созданной единомышленниками международной базе.
Игорь Махтев: «Тест ДНК не дает полной информации, есть гаплогруппы. Могу сказать, откуда пришли мои предки, и их путь отселить».
Еще интереснее заглянуть вглубь себя. Решив побольше узнать, чего ему опасаться, а к чему стремиться, депутат Госдумы Артём Метелев дважды сдал тест ДНК. Этот опыт натолкнул его на идею о дезоксирибонуклеиновой профориентации школьников.
Артём Метелев, председатель комитета Госдумы РФ по молодежной политике: «Узнав о том, что во Владивостоке начали определять предрасположенность к видам спорта, я предложил профориентацию. Получил широкий резонанс».
Лаборатория, о которой говорит Артём Метелев, находится в Дальневосточном университете. Ее заведующая Анна Стенкова. поэтапно описывает, как проходит сложное тестирование. Из чего складывается стоимость исследований, расскажут в Новосибирске, где генетика сегодня тоже на подъеме. За механизмом обработки данных можно наблюдать уже в Долгопрудном. Аспирант МФТИ Денис Максимов на пальцах объясняет, о чем говорят нам наши гены.
Чтобы оценить результат, который дала интерпретация информации, извлеченной из генома, можно поехать в
Мысль о том, что в человеческом организме есть
Когда был расшифрован геном, человечество, по сути, стало спрашивать ученых о том же — о своем предназначении. Если со спортивными показателями все более или менее понятно, то перспективы выбора жизненного пути путем вращения центрифуги с биоматериалом вызывают пока очень много вопросов, в том числе и этического свойства. А вдруг это просто рулетка?
Самая первая стопроцентная расшифровка генома человека два десятка лет назад обошлась примерно в два миллиарда долларов. Сейчас скрининг стоит всего тысячу. Ждать серьезных прорывов на основе исследований генома и в спорте, и в выборе будущей профессии, по словам генетика Павла Волчкова, можно будет, когда цена теста упадет еще раз в десять.
Предложение депутата Артёма Метелева, по его собственным словам, коллеги встретили с осторожностью. Мысли о дискриминации по генетическому признаку возникают сами собой, как и вопросы безопасности столь пикантных данных. Впрочем, поднятие этой темы на высокий уровень сами генетики считают делом преждевременным.
Павел Волчков, заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ: «Защита генетической информации большая, потому что мы понимаем, что это очень ценное, но для интерпретации нужны нетривиальные инструменты, которые есть далеко не у каждого».
Депутат Артём Метелев сдаваться не намерен. Он рассуждает так: первых автомобилей ведь тоже боялись, словно огня. Как и в автомобиле, в интерпретации генетического теста важны все детали, иначе выбор жизненного пути по результатам ДНК может завести в тупик.
Даже рост человека, генетически определен лишь на 75%. Все остальное, говорит директор Национального центра генетических исследований Владимир Волобуев, — это история про питание и физическую активность, особенно в детстве.
Владимир Волобуев, директор Национального центра генетических исследований: «Умственные способности. Но на это влияют 1500 тысячи генов. Чтобы увязать, нужно создать очень большую математическую модель».
Прорывом ближайших 5 лет в изучении ДНК может стать оценка риска заболеть диабетом первого типа. Спортивная генетика выходит на пик формы, а вот ответами на вопросы о том, откуда я, кто мои предки, в повседневной жизни хоть и можно пренебречь, но Игорь Махтев из Самары уверен, что с важностью знаний о людях, благодаря которым ты появился на свет, вряд ли
Рассказывать о прошлом у генетики сегодня, пожалуй, получается лучше всего. А вот ее вклад в характер человека оценивается всего в