Агентство Reuters констатирует: Китаю удалось помирить двух гигантов и непримиримых противников Иран и Саудовскую Аравию.
Китай был не просто посредником на четырехдневных суперсекретных переговорах, а уговорил Тегеран и
Взамен на прорыв изоляции в арабском мире Китай получил от Ирана обещание стать частью своего проекта «Один пояс», то есть он показал, что может гасить большие конфликты, что его план по Украине — тоже не пустые слова.
Как пишет американский сенатор Хагерти, так выглядит американский упадок: мы были незаменимой державой, а теперь коммунистический Китай стал новым центром силы там, где мы считали себя главными, на Ближнем Востоке. И это сделала команда Байдена своими руками.
На вопрос, что он думает о восстановлении дипотношений Саудовской Аравии и Ирана, Байден ответил: «Чем лучше отношения между Израилем и арабскими соседями, тем лучше для всех». Команда Байдена пытается сделать всё, чтобы китайский успех свести к минимуму, а лучше — вообще не упоминать, объясняя: да, мы постоянно держали руку на пульсе, наблюдали, мы уверяем, что все происшедшее — просто результат шагов Саудовской Аравии по сдерживанию Ирана, они заставили их сесть за стол переговоров, но американцы не могут не понимать, что происходит на самом деле.
Ван И, глава канцелярии комиссии по иностранным делам Центрального комитета Компартии Китая: «Китай поддерживает страны Ближнего Востока, чтобы они укрепляли единство и сотрудничество, избавлялись от внешнего вмешательства и действительно контролировали свое будущее и судьбу Ближнего Востока».
Али Шамхани, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана: «Я твердо верю, что Китай на постоянной основе будет играть важную роль в содействии международному и региональному миру и стабильности».
Мусаид бен Мухаммед
Саудиты не просто так напоминают про братские народы, не просто так одновременно король Иордании в разговоре с Остином пеняет: иранские ополченцы мешают нам жить, вмешайтесь. Тут нужно учитывать фактор, который на Западе
А Китай при этом продолжает нажимать на болевую точку. Его МИД именно в этот момент объявляет, что украинский кризис — это вспышка противоречий в управлении европейской безопасностью, мы должны понимать, что такой кризис не должен повториться в Азии, мы не шахматная доска для геополитики. То есть в Пекине прекрасно понимают: сейчас нужно ковать железо, с ближневосточной картой заходить и на собственных соседей, повторяя: не нужно создавать военные блоки, нужно искать другие решения. И намек: посмотрите, мы поменяли оптику, мы сможем найти способ заставить Иран
Все выпуски программы «Итоги недели».