Сегодня в Москве полностью откроют Большую кольцевую линию метро. Она станет самой длинной в мире. С ее запуском улучшится транспортное обслуживание миллионов москвичей. Пассажиры смогут экономить по пути на работу и учебу до 45 минут. За десять лет строителям удалось сделать почти невозможное: соединить между собой больше 30 станций. Тоннели приходилось прокладывать, огибая подземные реки, грунтовые воды и уже существующие коммуникации.
Большая кольцевая линия — 70 километров, 31 станция, три новых электродепо. БКЛ
Большая кольцевая линия — это в первую очередь про экономию времени. Например, раньше, чтобы добраться от «Электрозаводской» до «Сокольников», нужно было потратить 30 минут. Теперь это соседние станции: пять минут — и можно идти на выход.
БКЛ построили в рекордно быстрые сроки — прошло всего 10 лет. Но строительство подземки в современном мегаполисе — дело непростое.
Юрий Кравцов, генеральный директор холдинга «Мосинжпроект»: «Надо было пересечь под землей существующие инженерные коммуникации, водопроводы, водоотведение, канализации, системы связи, газоснабжения, теплоснабжения».
Константин Маслаков, генеральный директор компании «МИПСТРОЙ 1»: «Мы использовали при строительстве нашей геодезистской службой оборудование, которое при ведении работ показывало любые возможные отклонения. И если такие отклонения возникали, проводилась дополнительно цементация котлована, его усиливали специальным поясом крепления, чтобы избежать любого воздействия на строящуюся конструкцию и примыкающие объекты».
А еще грунтовые воды и подземные реки, их в Москве больше 150. Скажем, 1050 метров между «Нагатинским Затоном» и «Кленовым бульваром» проходят под
Константин Маслаков: «Это потребовало применения дополнительной гидроизоляции, металлоизоляции, то есть железобетонные тюбинги. То есть эти кольца, которые укрепляют створ тоннеля изнутри, были еще укреплены для обеспечения жесткости и прочности металлоизоляции».
Ускориться метростроителям помогли технологии.
Большинство станций Большой кольцевой — низкого заложения, то есть они находятся на глубине около 30 метров. Но есть и глубокие станции. Там приходилось работать старым дедовским методом: рыть глубокую шахту, проходить несколько метров вручную и только потом опускать проходческий щит. Так построили станцию «Марьина Роща». Она — одна из самых глубоких в московском метро. Эскалатор — 130 метров, спускаться — больше трех минут.
28 станций из 31 строили с нуля, а три обновили и интегрировали в БКЛ.
Александр Мягков, директор направления строительства, главный инженер АО «Мосинжпроект»: «Сейчас при реконструкции станций „Каховская“ и „Варшавская“ практически полностью были заменены колонны, сделаны под старый существующий дизайн, но внутри было добавлено дымоудаление со станции, которого в то время, когда они строились, еще физически не было».
У каждой станции Большой кольцевой линии — свой уникальный дизайн. Например, потолки на «Кленовом бульваре» стилизованы под звездное небо. Добиться этого эффекта удалось благодаря почти 4,5 тысячи лампочек. Основные архитектурные элементы «Рижской» — порталы. 16 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой сделаны из нержавеющей стали. «Нагатинский Затон», словно реку, наполнили рыбы, потолок на входе напоминает чешую. А «Сокольники» теперь, можно сказать, еще и музей.
Роман Евтушенко, директор проекта дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»: «Так как данная станция примыкает у нас к одноименной станции Сокольнической линии, которая была одной из первых построена, то стилистически здесь сделаны панно, которые посвящены
На Большой кольцевой будут ездить только новые составы —
Максим Шестаков, машинист: «В случае если дверь
Большую кольцевую линию достраивали в условиях небывалого санкционного давления, но планам столицы это не помешало. Город быстро нашел альтернативных поставщиков техники и материалов. В итоге самое большое метрокольцо в мире сдали даже раньше намеченного срока — почти на целый год. Теперь БКЛ улучшит транспортное обслуживание 15 миллионов жителей Москвы и Московской области.