В этом году музыкальный мир отмечает 150-летие Сергея Рахманинова, 220-летие Гектора Берлиоза и 155-летие последнего визита французского композитора в Петербург. К юбилейным датам Берлиоза сыграли его «Фантастическую симфонию» — первое программное произведение в этом жанре в истории романтической музыки. 26-летний композитор создал симфонию о собственной страсти, которую он испытывал к актрисе Генриетте Смитсон.
В процессе написания Берлиоз впадал в крайнее отчаяние из-за отвергнутой любви и сравнивал появление симфонии с переходом армии Наполеона через Березину. К тому же симфония действительно казалась фантастической из-за количества частей и большого состава оркестра.
Валерий Гергиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра, народный артист России: «Берлиоз дважды приезжал и многократно дирижировал в Петербурге. Эти выступления остались не только всемирным успехом автора, который и в 1847, и в 1867 году был горячо принят публикой и не всегда был понят у себя на родине».
Не менее горячо был принят публикой и пианист-виртуоз Денис Мацуев с исполнением «IV концерта» Сергея Рахманинова. Композитор создавал наброски своего сочинения еще в Москве во время I Мировой.
Премьеру в Филадельфии в 1927 году публика приняла холодно. В советской прессе о послереволюционном Рахманинове принято было писать в таком тоне: «Оторвавшийся от родины художник с огромными усилиями пытался возобновить творческую деятельность на чужбине». На самом деле в одном сегодня едины и музыканты, и критики — трагическое мироощущение композитора связано и с неутихающей тоской по России, и с близкой мировой катастрофой.