Опыт самых современных военных конфликтов показал, что решающую роль на поле боя порой играют вовсе не новые технологии, а самые элементарные вещи. Без правильно подобранной оружейной смазки даже самые современные образцы вооружений могут перестать стрелять. Да и в холодной обуви и в промерзших блиндажах тоже особо не повоюешь. Многие российские предприниматели, не дожидаясь указов сверху, уже перестроили свой бизнес и наладили выпуск продукции, которая нужна в зоне боевых действий.
На военном полигоне под Екатеринбургом проходят испытания новейшей стальной пластины для бронежилетов, за которой уже встали в очередь добровольцы, собирающиеся в зону СВО, и даже целые армейские подразделения. Стреляют, как положено по всем нормам, с 10 метров, в том числе и боевыми патронами. Для чистоты эксперимента нужно выстрелить еще минимум четыре раза, чтобы понять, прошла ли испытания бронепластина, которую из сплава металлов производят на заводе в уральской столице.
Бронеплиту, согласно заданной программе, аккуратно режет лазерный станок, потом ее гнут. Для предприятия «Уралсветмонтаж» изготовление пластин для бронежилетов — не профильное производство. Здесь делают металлоконструкции и мачты для освещения. Бронеплиты за свой счет и для нужд СВО — личная инициатива предпринимателей.
Александра Мамаева, учредитель предприятия: «К нам обращались наши друзья и родные, кого мобилизовали, те, кто по контракту там находится с самого начала СВО. И вот понемногу производим».
На фронт уральские предприниматели отправили уже тысячу бронепластин в качестве гуманитарной помощи. Плиты для бронежилетов вместе с другими грузами на передовую бесстрашная Александра Мамаева отвозила сама.
Александра Мамаева: «Когда я ездила в Донбасс, я отдавала эти плиты солдатам в руки. Они обнимали, говорили спасибо за то, что мы их не забываем, что мы с ними. Для них очень важна наша поддержка, чтобы мы в трудное время были рядом».
Хотя пластины, кажется, уже прошли проверку в бою и нареканий к уральской продукции у бойцов вроде бы нет, стрельбы на военном полигоне показали, что не выдержала лента, которая крепила плиту к манекену. Но сама бронесталь проверку прошла. Конечно, условия лишь отчасти приближены к боевым, но профессиональный стрелок в прочности уральской брони вроде бы не сомневается.
Военнослужащий: «Эта бронеплита оправдала все заявленные параметры. Пробития нет. Небольшое вспучивание с обратной стороны. Супер. Главное, чтобы наши солдаты были защищены».
Оружие и надежная защита — это еще не все, в чем нуждаются солдаты в зоне боевых действий. Например, им необходимо качественное обмундирование. Волонтеры его делают по вечерам, в свободное от работы время.
Мария Бочкова, волонтер: «Хочется, чтобы ребятам было тепло. Теплоту своих рук мы передаем с нашими изделиями. Они радуются и отправляют обратную связь».
На ткань скидываются всем миром, помогают и меценаты. Если судить по ассортиментам, больше всего солдаты нуждаются, наверное, в самых расходных позициях — термобелье, толстовках из флиса, маскхалатах и балаклавах.
Анастасия Тесс, волонтер: «В январе отправили больше 600 единиц. Еще был запрос на варежки от бойцов, так как сейчас зима.
Боеспособность солдат напрямую зависит от быта, чтобы было на чем в окопах и блиндажах приготовить еду, согреться и высушить одежду. В этом российские предприниматели преуспели не меньше оружейников и готовы делиться своими
Мария Глаголева, предприниматель: «Я часто общаюсь с моими бойцами, у меня из компании троих мобилизовали, и были пожелания. Ну, например, в поле проблематично разогреть сухпаек».
Предприниматель из Копейска специально для нужд СВО изобрела порошок, с помощью которого можно разогреть еду или, например, воду до 95 градусов по Цельсию. Все просто: открывается пакет, высыпается реагент, заливается водой, после чего начинается настоящая магия.
Мария Глаголева: «Все начинает запотевать, конденсат пошел, пакет начинает разогреваться, через 15 минут и еда будет готова».
Вот так запросто можно разогреть даже целую банку тушенки. Мария уже отправила на фронт 350 килограммов питания быстрого приготовления, а следующей партией вместе с едой отправит и средство для разогрева.
Мария Глаголева: «Будет шипеть еще минут
В Челябинске предприниматель Игорь Панасюк занимается производством алюмокомпозитных нагревателей.
Игорь Панасюк, предприниматель: «Стандартно мы делаем из этого теплый пол и греющий потолок. А когда начались события военные, я понимаю, что люди мокнут в окопах, поэтому возникла такая идея простая достаточно. Мы нагревательный элемент стандартный разместили в рамку, прикрепили его к плечикам, и получилась у нас вот такая штука».
Мобильные обогреватели для одежды, греющие стельки для обуви, и нагреватели спальных мешков, которые помещаются в армейский рюкзак, работают от компактных источников питания мощностью всего в 5 вольт.
Игорь Панасюк: «Если посмотреть в тепловизор, то видно, что он достаточно высокую температуру набирает, 40 градусов, и ее хватает для большинства задач. Есть элементы совсем маленькие, которые можно установить в стельку, и они будут работать от банального пауэрбанка или
Что делать, если зарядка сядет, а волшебный порошок закончится? Ведь без ротации бойцы могут жить на передовой месяцами. Тут без старой проверенной буржуйки не обойтись. Как в той песне военных лет: бьется в тесной печурке огонь. Только современная печка совсем не тесная, большая, в нее войдет хоть целое бревно.
Игорь Ермаков: «Обратная связь была от знакомых, чтобы дверца большая была. Мелкие доски не рубить, бревно закинул, чтобы дольше горело».
В Свердловской области на предприятии, которое специализируется на производстве криогенного оборудования, недолго думали о том, что отправить в зону СВО.
Евгений Зырянов, генеральный директор предприятия: «Мы
Единственный минус — это вес печки, килограммов 40, в окопы такую не потащишь, только в блиндаже использовать. 15 печек предприниматель уже отправил на передовую. Через месяц на территории военных действий ждут новую партию.
К этому движению
Все выпуски программы «Центральное телевидение».