К выполнению положений основополагающего договора о глобальной безопасности в Вашингтоне все годы существования СНВ-3 подходили азартно и не скрывали этого. Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов подсчитал, что путем нехитрых манипуляций США зарезервировали для собственных нужд 1200 ядерных зарядов, купировать разрушительную мощь которых юридические формулировки СНВ были бы бессильны.
Пока речь и в Госдуме, и Совете Федерации идет о приостановке участия России в договоре СНВ-3. И депутаты, и сенаторы поддержали президента, который внес в парламент соответствующий законопроект. Почему глава государства это сделал? По словам замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, обоснованность решения очевидна: крайняя враждебность США и курс на эскалацию ситуации на Украине, которая требует дать ей ядерное оружие, в корне изменили обстановку в сфере безопасности.
Рябков напомнил, что направленность этих усилий против нашей страны не скрывается. США, например, открыто говорят о том, как нанести стратегическое поражение России, а риторика НАТО вынуждает Москву считать совокупный потенциал западного крыла ядерного клуба.
Ядерная арифметика до сих пор была проста: по договору СНВ-3 у России и США должно остаться по 1550 боеголовок. Это и есть паритет. Но как стало окончательно понятно, Париж и Лондон без США себя не мыслят, а если сложить совместные запасы ядерного оружия США, Великобритании и Франции, то ни о каком паритете речь, конечно, уже не идет. На троих у этих стран к применению готовы более 2000 ядерных боеголовок. Перевес, который может вызвать у НАТО те самые опасные иллюзии, о которых говорил Путин. Перевес, который ставит под угрозу безопасность всего человечества.
В 2010 году договор СНВ-3 должен был показать всем участникам ядерного клуба решимость главных ядерных держав сделать мир безопаснее. Но американские сенаторы, прежде чем ратифицировать договор, торговались как на рынке: внесли 14 поправок к тексту и почти 70 — к резолюции о ратификации. Среди прочего, Сенат очень хотел, чтобы возможности США по развертыванию систем ПРО не были ограничены ничем. Взаимосвязь наступательных и противоракетных вооружений отражена в преамбуле договора.
Увязка систем ПРО, которые США в 2000-х стали разворачивать в Европе, с наступательными вооружениями стала одним из главных предметов острой полемики между США и Россией на стадии разработки и ратификации СНВ-3. Российские депутаты и сенаторы, когда ратифицировали договор, прописали, что преамбула должна иметь юридическую силу. Однако фактически любую букву договора, как показали дальнейшие события, в Вашингтоне старательно игнорировали. Впрочем, это не мешает США, как выразился в своем послании Федеральному собранию Владимир Путин, пытаться «сунуть нос» на новые стратегические комплексы наземного базирования России.
«Хотелки» НАТО президент в своей речи назвал театром абсурда. Но доигрывать драматическую пьесу о ядерной безопасности как-то надо. Именно поэтому российский президент и пригласил к диалогу Париж и Лондон. Вписать ядерные потенциалы Британии и Франции в СНВ-3 в любом случае не получится, для перехода на многостороннюю основу нужен новый документ. Составить его возможно. При Трампе, например, американцы настойчиво ставили вопрос о подключении Китая к усилиям по сокращению ядерных арсеналов. Что же касается России, пока новые переговорные форматы будут вырисовываться, наша страна продолжит уведомлять США о пусках баллистических ракет в рамках соглашения от 1988 года.
Алексей Прокин