Если верить статистике поисковых систем, запросы о продаже или покупке ребенка ежемесячно только в России вводят несколько тысяч человек. Новорожденных могут вывезти за границу, где отдадут на воспитание однополым парам, продать на органы, сдать в рабство или использовать как аксессуар для попрошаек.
Светлана Яковлева, волонтер движения «Альтернатива»: «На самом деле, ни один нормальный человек не будет покупать в интернете ребенка именно для того, чтобы его воспитывать. Это всегда либо цыгане, и это будет, например, вовлечение в попрошайничество, то есть там она будет сидеть у церкви с ней попрошайничать, а потом… Потом она его просто ну… Закопает
По данным статистики, в России ежегодно около двух тысяч младенцев родители оставляют при рождении. Еще около сорока тысяч детей нуждаются в приемных семьях. И, несмотря на это, в стране все равно есть люди, которые пытаются найти себе ребенка в обход органов опеки и официальной базы сирот. Спрос рождает предложение — желающих продать ребенка тоже хватает.
Одной из главных площадок по продаже детей стали социальные сети, где женщины еще до появления малыша на свет могут выставить его на торги, а потенциальным покупателям младенца предлагается подобрать себе подходящего. Правоохранители подобные незаконные сделки
Виктория Данильченко, адвокат: «Такая группа существовать не может хотя бы просто потому, что это претит закону. У нас есть уголовная ответственность за все, любые „возьму ребенка“. Я не возьму котенка. Я не возьму щенка. Я не возьму попугая. Мы говорим о ребенке».
Активисты движения «Альтернатива» много лет борются с рабством и продажей детей. Подозрительные группы в соцсетях волонтеры мониторят постоянно. Объявление жительницы Екатеринбурга они нашли в сообществе по продаже органов. Но в шок их повергло другое. Мать продавала не младенца, как это бывает в 99% случаев, а семилетнего сына.
За мальчика Наргиза Айматова хотела выручить 300 тысяч рублей. Писала, что деньги ей нужны, чтобы расплатиться с долгами — занимала на операцию матери в Турции. Впрочем, была и еще одна причина. По словам женщины, это ее старший ребенок, от первого брака. А новый муж, якобы, не признавал мальчика и не мог найти с ним общий язык.
Сделка проходила в торговом центре. Операцию по спасению мальчика курировали сотрудники полиции. После того, как мать получила конверт с деньгами, она передала покупательнице ребенка, сказав на прощание «слушайся теперь эту тетю». Мальчик при этом до последнего был спокоен и будто не понимал, что его сейчас продают.
Светлана Яковлева: «Я говорю: „Ну вы понимаете, что вы с ним больше общаться не будете?“ Она мне сказала: „Да, понимаю“. Он взял меня за руку и спокойно со мной пошел».
Наргизу задержали. Ее муж уверяет, что ничего не знал, якобы, к пасынку относился, как к родному и проблем с деньгами в семье не было.
Жоомарт Салмурзаев, муж Наргизы: «Я сам в шоке, вы что! Я бы знал бы, я бы по башке дал бы ей».
Лишь недавно стало понятно, почему женщина решила продать своего сына. Оказывается, в момент его продажи Наргиза снова была беременна и недавно родила. Возможно, этот факт ей смягчит наказание. За продажу своего первенца женщине грозит до десяти лет тюрьмы.
Денис Кельбиханов, руководитель следственного отдела СУ СК РФ по Свердловской области: «Очень сложно было работать с потерпевшим, потому что он до сих пор не осознал, что мама пытается его продать».
По словам правоохранителей, многие пары покупают детей просто для себя, хоть это и незаконно. Причина в том, что идти легальным путем якобы долго и сложно. Кроме того, органы опеки в течение первых трех лет проверяют условия проживания и воспитания малыша, что не нравится многим.
Но существуют примеры, когда детей продают на органы, используют в качестве попрошаек и уличных воришек. А еще мальчики и девочки часто попадают в сексуальное рабство: их заставляют заниматься проституцией и сниматься в порно.
Константин Чистяков, криминалист: «Спрос рождает предложение. Если мы говорим о продаже, то тут несколько путей: продажа на органы; есть структуры, готовые из этих детей террористов делать.
Рассказы женщин, продающих детей, о трудных жизненных ситуациях — скорее ложь, говорят эксперты, ведь от малыша можно отказаться по закону в роддоме сразу после его появления на свет.
Именно так и планировала изначально поступить казанская студентка София Акопян. В средствах она не была стеснена, но становиться мамой и воспитывать ребенка в ее планы пока не входило. Однако, уверяют адвокаты девушки, акушеры якобы не захотели принимать у нее заявление на отказ от сына.
Ильяс Гарафиев, адвокат Софии Акопян: „Мне стало известно, что она хотела оставить ребенка, но ей врачи не разрешили сделать“».
Сотрудники родильного отделения Софию не вспомнили, но отрицают, что могли отказать
София стала искать другие возможности пристроить своего ребенка в чужие руки, и тогда забрать малыша согласился
Но воспитывали мальчика всего месяц, а потом жена Юрия вызвала полицию и рассказала о незаконной сделке. Против мужа и
На допросе Юрий Белан неожиданно заявил, что он биологический отец мальчика, которого забрал у Софии Акопян. Якобы с девушкой у него был мимолетный роман, она забеременела, но уходить от супруги женатый мужчина не захотел. А когда узнал, что София хочет отказаться от малыша, придумал историю с усыновлением. Однако в известность об этом он поставил только свою куму.
Подозреваемого отправили на генетический анализ, но он не подтвердил отцовство. Белана и его подельницу признали виновными по статье «торговля людьми» и осудили — на три года условно.
Не знать о том, что, отдавая ребенка, она нарушает закон, София Акопян не могла. Она студентка юрфака и работала секретарем в суде. Родители недоумевают, как София пошла на такой шаг, ведь Гузель и Карапет — ее приемные родители. По их словам, они сделали все, чтобы София ни в чем не нуждалась. Как только дочь поступила в университет, родители сразу купили студентке машину и квартиру.
Пенсионеры души не чают в мальчике и считают его родным внуком. По документам, ребенка зовут Артём, но бабушка с дедушкой придумали новое имя — Карен.
По мнению врачей, женщину, продающую собственного ребенка, психически адекватной назвать нельзя. Такие поступки говорят либо о нарушениях инстинкта материнства, либо о шизофрении.
Яна Румянцева: «Эти люди не адаптированы к жизни. Они не знают своих возможностей, они не понимают, что есть другие выходы. Для них кажется в голове, что это самый легкий выход из
Чем закончится история казанской студентки Софии Акопян, подарившей своего сына, пока сказать сложно. Второй участник этой циничной сделки Юрий Белан из Пятигорска продолжает настаивать, что он и есть биологический отец мальчика. Генетическая экспертиза этого не подтвердила, однако мужчина намеревается сделать повторный анализ и доказать свое отцовство. Если это произойдет, то тогда он опротестует свой приговор и будет добиваться встреч с сыном.
Все выпуски программы «ЧП. Расследование».