В России развивается производство автомобилей, которые работают на водороде. Это стало возможно благодаря исследованиям ученых. За последние несколько лет они достигли значимых результатов в исследовании этого химического элемента. Сейчас отечественные компании разрабатывают мощные двигатели, которые необходимы для работы транспорта. По словам экспертов, машины на водородной тяге проще в обслуживании и способны преодолевать большие расстояния без заправки. В Москве уже производят беспилотные машины на водородной тяге, предназначенные для перевозки грузов. А в НАМИ проводят испытания автомобиля Aurus.
Водород вообще представляется очень перспективным топливом, очень экологичным. На нем можно ездить, плавать и даже летать. Водородные автомобили могут быть разными. Первый двигатель внутреннего сгорания, кстати, был водородный, он изобретен еще в начале XIX века французом Де Ривазом. Во время Великой Отечественной войны
Денис Ендачёв, исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ»: «Здесь водородный топливный элемент, он генерирует электричество на борту автомобиля. Это электричество преобразуется в электромашине и обеспечивает движение автомобиля».
В движении такой автомобиль показывает завидные характеристики. Важно понимать преимущества водородной установки.
Денис Ендачёв: «Первое — это тишина, бесшумность установки. Второе — увеличенный пробег, в данном случае у нас 800 километров. Третье — это динамика. Данный автомобиль разгоняется быстрее и более комфортно и эластично, чем бензиновая версия. Четвертое — это экология. Данный автомобиль экологически чист».
Кажется, такие преимущества перекрывают все возможные недостатки. При этом автомобили на топливных элементах строят уже очень давно.
В СССР попытки создать машину на топливных элементах предпринимались с 1976 года, в 1984 году прототип на испытаниях доказал экологичность и высокий КПД, но развития так и не получил. До сих пор крупнейшие автопроизводители так и не смогли создать водородный автомобиль, который бы стал бестселлером.
Павел Сорокин, первый заместитель министра энергетики РФ: «Чтобы водород занял свое место на топливной карте мира, существенную долю в мировом энергетическом балансе, нужно, чтобы сложилось несколько факторов в транспорте, который является основным источником потребления энергии. Это безопасность, экономическая целесообразность и инфраструктура. Здесь предстоит работу вести параллельно — и наращивать автопарк, и наращивать количество заправок».
Сейчас водородные машины в основном работают на небольшом удалении от специально построенных заправок. Это погрузчики, транспортеры. В Москве серийно производят беспилотные электрогрузовички как раз для таких целей. Два из них — водородные гибриды. Компания Evocargo начинала буквально в гараже с прототипом электромотора собственной разработки. Сейчас в планах производство водородных магистральных тягачей с запасом хода 1000 километров. Но для новой водородной установки нужны были испытания. Прежде чем строить магистральный тягач, начали с меньшего, водородные прототипы трудились на складе почти год, развозя грузы.
Илья Федичев, генеральный конструктор компании Evocargo: «Начинали работать летом, поэтому застали все сезоны, то есть это и жара, это и дождь, и слякоть, снег, холод. Во всех режимах все четыре времени года нам удалось застать и испытать на прототипах».
Испытания подтвердили, что водородный источник тока кратно увеличивает пробег электромобиля, надежен и неприхотлив. Казалось, что общего между магистральной фурой и маленьким транспортером? В отличие от личного автомобиля, который большую часть времени стоит на парковке, коммерческий эту часть времени работает. Именно при больших пробегах водородные установки начинают выигрывать у бензиновых.
Павел Сорокин: «Это ключевой момент. Почему будет развиваться коммерческий транспорт? Там можно иметь предсказуемость маршрутов по заказам на грузовики, поэтому длинные маршруты будут играть большую роль. Фиксированные маршруты — это автобусы, это маршрутные такси или корпоративные автопарки, это грузовики и коммунальная техника».
Вот и готовый образец такой техники: низкопольная маршрутка «Газель Сити». Создатели называют ее «водоробусом». Транспорт рассчитан на перевозку 22 пассажиров. Отличий от бензинового собрата здесь не найти, но так и задумано.
Андрей Кузнецов, директор по развитию Горьковского автозавода: «У нас задача была как раз сохранить автобус именно в том виде, в каком он есть, для унификации между различными агрегатами силовых агрегатов».
Все отличия проявляются в движении: нет шума, нет выхлопа, ход более плавный, чем у бензинового собрата. А если считать экономику, оказывается, что и регулярных расходов меньше. Водородный автомобиль обладает всеми преимуществами электромобиля, при этом запас хода больше, зависит от объема баллона. Но их время еще не настало, хотя, кажется, именно сейчас ситуация стала меняться.